Волна слухов и сплетен, запретов и митингов с именем «Матильда» на устах, прокатилась по всем новостным каналам и соцсетям. Вроде бы все понятно — опять что-то запрещают, опять кому-то там сверху что-то не понравилось, опять оскорблены чьи-то чувства, но что конкретно — не ясно многим. Кому же принадлежит имя Матильда и какие события с ним связаны…
До столетнего юбилея прославленная русская балерина не дожила несколько месяцев — она скончалась 6 декабря 1971 года в Париже. Ее жизнь подобна неудержимому танцу, который по сей день окружен легендами и интригующими подробностями.
Всю судьбу Марии-Матильды Адамовны-Феликсовны-Валериевны Кржезинской или в более известном нам варианте, Матильды Феликсовны Кшесинской определила ее встреча с наследником престола Николаем Романовым. И хотя Матильда несомненно имела величайший талант танцовщицы, все чаще ее имя упоминается именно в связи с этой любовной связью, которая, кстати, подтверждается исключительно воспоминаниями самой балерины.
Матильда Кшесинская родилась 19 [31] августа 1872 года в Лигово (под Петербургом) в семье артистов балета Мариинского театра. Отец ее, выписанный как лучший исполнитель мазурки, Николаем I из Польши Феликс Кшесинский, приехал и женился на богатой вдове с пятью детьми, Юлии Деминской, солистке кордебалета, и остался в России навсегда. Отец выступал на сцене до 83 лет. В семье, кроме Малечки, так ласково все называли Матильду, от этого брака было еще двое детей – старшая сестра Юля и брат Иосиф, которые тоже стали солистами балета.
Таким образом почти вся семья так или иначе была связана с танцами и Императорским Мариинским театром.
Матильда унаследовала бесценный дар – не просто исполнять партию, а жить в танце, наполнять его безудержной страстью, болью, пленительными грезами и надеждой – всем, чем в дальнейшем будет богата ее собственная судьба. Она обожала театр и могла с завороженным взором часами наблюдать, как идут репетиции.
Весной 1890 года после окончания училища она была зачислена в группу Мариинского театра и в первый же свой сезон станцевала в 22 балетах и 21 опере.
По окончании Императорского театрального училища Матильда была принята в труппу Мариинского театра и с большим успехом выступала там до революции, в общей сложности 27 лет, что само по себе свидетельствует о ее таланте, успехе у публики и работоспособности: большинство артистов балета уходили на пенсию после 20 лет службы в театре.
Однако потомственная танцовщица, прима-балерина Императорского театра, талантливая и прекрасная Матильда и ее жизнь стала объектом заинтересованности в связи со слухами о ее связи с Николаем II Романовым.
По обычаю после выпускного показательного выступления, по окончанию училища, выпускников представляют венценосной фамилии. Александр III с восторгом следит за пируэтами и арабесками балерины. Однако приходящим воспитанницам училища, коей была Матильда, не полагалось присутствовать на праздничном банкете с членами царской семьи, но Александр, заметивший отсутствие хрупкой темноволосой девушки, приказал немедленно ввести ее в залу, где им и были произнесены судьбоносные слова: «Мадмуазель! Будьте украшением и славою нашего балета!»
За столом Матильда сидела рядом с цесаревичем Николаем, который, несмотря на свое положение и юный возраст (ему тогда было 22 года), не был замечен к тому времени ни в одной амурной истории. По мнению историков и мать и отец Николая сами подтолкнули юного сына в объятия балерины, т.к. молодой человек был апатичен, вял и ничем особо не интересовался, а родители мечтали, чтобы их сын наконец стал…мужчиной. И их роман протекал с полного одобрения родителей Николая.
Ужин и взаимный флирт двух молодых людей, подтверждается записью в дневнике Матильды: «Когда я прощалась с Наследником, в его душу, как и в мою, уже вкралось чувство влечения друг к другу».
«Я не помню, о чём мы говорили, но я сразу влюбилась в наследника. Как сейчас вижу его голубые глаза с таким добрым выражением. Я перестала смотреть на него только как на наследника, я забывала об этом, всё было как сон. Когда я прощалась с наследником, который просидел весь ужин рядом со мною, мы смотрели друг на друга уже не так, как при встрече, в его душу, как и в мою, уже вкралось чувство влечения».
Однако по-настоящему их серьезные отношения начались лишь спустя два года, после того как наследник явился домой к Матильде Кшесинской, под именем гусара Волкова. Начался период записок, писем, по-настоящему царских подарков в виде золотых браслетов с бриллиантами, брошей и прочих драгоценностей.
Николай посещал все спектакли с ее участием, а она танцевала только для него, вкладывая в танец всю себя. Вскоре он приобрел для нее дом на Английском проспекте, где ранее жил композитор Римский-Корсаков, и куда позднее приезжал Николай со своими друзьями. Уехав в кругосветное путешествие, он, по возвращении первым же делом прибежал к Матильде, сбежав из дворца от ожидающих его родителей.
Но в 1894 году будущий император, которому следовало жениться, остановил свой выбор на внучке королевы Виктории – принцессе Алисе Гессен-Дармштадской, и его в этом выборе поддержала Кшесинская. На этом их роман прекратился навсегда.
Но Матильда недолго мучилась от одиночества. В числе ее многочисленных и постоянно осаждающих поклонников оказался и Великий князь Сергей Михайлович. По словам самой Матильды, он поддержал ее в горе разлуки с Ники (Николай Романов), они подружились с первой встречи и более Сергей Михайлович не оставлял Ксешинскую, вплоть до самой своей смерти.
Великие князья Андрей Владимирович и Сергей Михайлович
Великий князь настолько боготворил свою возлюбленную, что прощал ей все — даже бурный роман с другим Романовым — молодым великим князем Андреем Владимировичем, двоюродным братом Николая. Сергей Михайлович предложил Матильде брак, однако к тому времени она родила сына Владимира от, предположительно, Андрея Романова, который был младше Матильды на 6 лет. Однако Великий князь Сергей Михайлович всю свою жизнь говорил, что Вова его сын и даже, по Высочайшему указу от 15 октября 1911 года Владимир получил фамилию «Красинский» (по семейному преданию, Кшесиньские происходили от графов Красинских), отчество «Сергеевич» и потомственное дворянство.
Великий князь Сергей Михайлович любил Матильду Кшесинскую преданно 25 лет. Он ее баловал, защищал, спасал… В Стрельне на имя Кшесинской им была куплена великолепная дача. Позже она напишет: «Чтобы меня хоть немного утешить и развлечь, Великий князь Сергей Михайлович баловал меня как мог, ни в чем мне не отказывал и старался предупредить все мои желания».
Сергей Михайлович полностью содержал свою возлюбленную, сделав ее одной из самых богатых женщин России
Имея доступ к военному бюджету Сергей Михайлович не мелочился и всячески одаривал свою любимую. Во всех своих ролях она «блистала»: выходила на сцену, увешанная настоящими драгоценностями — бриллиантами, жемчугами, сапфирами… Ее обслуживал сам Фаберже и делал многие вещи по заказу Великих князей.
По словам историка Широкорада А.Б (цитата из книги «Падение Порт-Артура»): «…Возникает вопрос: как нищая танцовщица Матильда Кшесинская стала одной из богатейших женщин России? Жалованье солистки Мариинского театра? Да она больше на наряды тратила! Связь в 1890-1894 годах с наследником престола цесаревичем Николаем? Там тоже были гроши. В конце 1890-х годов Кшесинская покупает загородный дворец в Стрельне. Балерина капитально отремонтировала его и даже построила собственную электростанцию. «Многие мне завидовали, так как даже во дворце [Зимнем] не было электричества», — с гордостью отмечала Кшесинская. В Стрельненском дворце Кшесинской накрывались столы на тысячу с лишним персон. В день рождения Матильды даже менялось железнодорожное расписание поездов, проходивших через Стрельню.»
Плюс ко всему весной 1906 года Кшесинская покупает участок земли на углу Кронверкского проспекта и Большой Дворянской улицы и заказывает проект дворца архитектору Александру фон Гогену, строительство которого было окончено к концу года. Во дворце все было сделано по вкусу и желаниям Матильды — зал — в стиле русский ампир, салон — в стиле Людовика XVI, спальня и уборная — в английском стиле и т.д. Стильную мебель поставил известный французский фабрикант Мельцер. Люстры, бра, канделябры и все прочее, вплоть до шпингалетов, было выписано из Парижа. Сад, горничные, повара, дворники, винные погреба, экипажи, автомобили и даже собственный коровник с отдельной служанкой-коровницей — все, что душе угодно.
Таким образом балетное мастерство это было скорее ее хобби, нежели способ заработка.
Кстати говоря, репертуар театра подстраивался исключительно под саму Матильду. Она могла с легкостью отказать кому-то в роли, либо забрать роль полностью себе, или выгнать уже выписанную из-за границы танцовщицу
Из воспоминаний В.А.Теляковского, директора императорских театров: «Казалось бы, балерина, служа в дирекции, должна принадлежать репертуару, а тут оказывалось, что репертуар принадлежит М.Кшесинской, и как из пятидесяти представлений сорок принадлежат балетоманам, так и в репертуаре — из всех балетов более половины лучших принадлежат балерине Кшесинской. Она считала их своею собственностью и могла дать или не дать их танцевать другим. Бывали случаи, что выписывали из-за границы балерину. В контракте у нее были обусловлены для гастролей балеты. Так было с балериной Гримальди, приглашенной в 1900 году. Но когда она вздумала один балет, обозначенный в контракте, репетировать (балет этот был «Тщетная предосторожность»), Кшесинская заявила: «Не дам, это мой балет.» Начались — телефоны, разговоры, телеграммы. Бедный директор метался туда, сюда. Наконец шлет министру шифрованную телеграмму в Данию, где тот в это время находился при государе. Дело было секретное, особой государственной важности. И что же? Получает такой ответ: «Так как балет этот Кшесинской, то за ней его и оставить».
Ксешинская в театре вела себя как полноправная хозяйка, нисколько не скрывая своих романов
Из дневника Владимира Теляковского: «Неужели это театр, и неужели этим я руковожу? Все довольны, все рады и прославляют необыкновенную, технически сильную, нравственно нахальную, циничную, наглую балерину, живущую одновременно с двумя великими князьями и не только это не скрывающую, а, напротив, вплетающую и это искусство в свой вонючий циничный венок людской падали и разврата. Лаппа сообщил мне, что Кшесинская сама рассказывает, что она беременна; желая продолжать все же танцевать, она некоторые части балета переделала, чтобы избежать рискованных движений. Кому будет приписан ребенок, еще неизвестно. Кто говорит – Великому Князю Сергею Михайловичу, а кто Великому Князю Андрею Владимировичу, другие говорят о балетном Козлове.»
В 1904 году она уходит со сцены, но сохраняет за собой право на роли в спектаклях и не разрешает их никому другому танцевать. В 1908 году Матильда Кшесинская успешно гастролирует в парижском Гранд-Опера и поражает публику своими 32 фуэте!
И при этом заводит тут же роман со своим партнером Петром Владимировым, который моложе ее на 21 год, что заканчивается дуэлью в лесу под Парижем между последним и Великим князем Андреем Владимировичем. Князь прострелил Петру нос так, что ему пришлось делать пластическую операцию.
Но вместе с тем, мало кому была известна ее благотворительная деятельность. В первую мировую войну Матильда Кшесинская организовала лазарет на свои деньги, пригласив туда лучших врачей. Затем она устроила свой бенефис, а средства от него передала в русское театральное общество, семьям призванных в армию актеров.
С началом революции карьера придворной балерины была закончена. Последний раз выступала Кшесинская в России в мае 1917 года. Лишившись всех особняков, она вместе с семьей срочно выезжает в Кисловодск, к Андрею Владимировичу, а оттуда Деникин направляет всех их в Анапу.
Там Кшесинская расположилась в двенадцатиместной гостинице «Метрополь», а ее мать с князьями Андреем и Борисом проживали в доме богатого казака. Здесь сын князя Андрея и Матильды заболел испанкой, но все закончилось хорошо, мальчика вылечил местный доктор Н. Купчик.
Из воспоминаний Кшесинской следует, что семья совсем неплохо проводила время в Анапе, но красные наступали со всех сторон. На помощь Матильде выезжает Сергей Михайлович и многие историки до сих пор обвиняют ее в его смерти — говорят, что он слишком долго собирал добро Ксешинской и из-за этого попал в руки большевиков.
В 1918 году великий князь Сергей Михайлович был, в числе других Романовых, казнен большевиками в Алапаевске. Романовых сталкивали на дно заброшенной шахты, обрекая на медленную мучительную смерть. Когда после прихода белогвардейцев тела подняли на поверхность, оказалось, что Сергей Михайлович сжимал в руке медальон с портретом Матильды.
19 февраля 1920 года Матильда отплыла в Константинополь на итальянском лайнере «Семирамида», выехав во Францию, где оказалась совершенно без средств к существованию.
Но Матильда Феликсовна была сильной женщиной и обладала великолепными деловыми качествами. Она стала давать уроки, открыв студию в Париже, к ней съезжались ученики со всего мира, и на этом новом поприще она добилась выдающихся успехов.
17 (30) января 1921 года в Каннах в Архангело-Михайловской церкви вступила в морганатический брак с великим князем Андреем Владимировичем, который усыновил её сына (тот стал Владимиром Андреевичем). В 1925 году перешла из католицизма в православие с именем Мария. 30 ноября 1926 года Кирилл Владимирович присвоил ей и её потомству титул и фамилию князей Красинских, а 28 июля 1935 года — светлейших князей Романовских-Красинских.
Матильда Кшесинская, Великий князь Андрей Владимирович и их сын Владимир. Около 1906 г.
Ее звали «мадам семнадцать». Виной тому было ее пристрастие к игре в рулетку в казино Монте-Карло и постоянная ставка на число 17.
В 1936 году, в возрасте 64 -лет Матильда выступила на сцене Лондонского Ковент-Гарден . Ее вызывали на бис 18 раз, что для сдержанной английской публики было немыслимо и непредставимо. Вся сцена и проходы к ней завалена была цветами.
После этого Кшесинская окончательно покидает сцену.
В начале сороковых годов Кшесинская неожиданно увлекается азартными играми, рулеткой и почти разоряется. Матильда Феликсовна играла по-крупному и всегда ставила на 17 — свое счастливое число. Но оно не принесло ей удачи: деньги, полученные за дома и землю, а также средства, которые удалось выручить за бриллианты Марии Павловны, ушли к крупье из казино Монте-Карло.
Умерла Матильда Кшесинская в Париже в 1971 году, на 99 году жизни, не дожив до своего столетия 8 месяцев. Похоронена великая русская балерина на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа.