Деньги Жизнь Психология Советы

Вот на что действительно стоит тратить деньги…

1200-630-kopirovat

Никто из нас не имеет бесконечных финансовых ресурсов. И сколько бы мы не зарабатывали, всегда будет хотеться чего-то еще, чего-то нового, лучшего, более дорогого…

Начните тратить деньги на то, что действительно имеет значение. То, что приносит счастье. Не эмоциональный всплеск от новой пары туфель, который на следующий же день проходит, а то, что вы будете вспоминать ни раз в жизни.

Итак, если базовые потребности удовлетворены (еда, необходимая одежда, лекарства, счета), на что стоит потратить оставшиеся деньги?

1

Насущным остается вопрос: куда потратить «излишки» денег, которые остаются после того, как вы купите всю необходимую вам еду и одежду, заплатите за жилье и транспорт?

Большинство людей предпочитает тратить их на покупку вещей. Кажется, в этом есть логика: лучше покупать то, что будет приносить радость снова и снова, каждый день, а не то, что можно использовать только один раз (например, билет в кино или на концерт).

Но одно важное исследование, проведенное в Корнельском университете, показало, что такая логика совершенно неправильная.

«Главный враг счастья — адаптация«, — говорит профессор психологии Томас Гилович, автор исследования. Он изучает вопросы взаимосвязи между деньгами (и тем, как мы их тратим) и счастьем уже два десятка лет.

«Мы покупаем дорогие вещи, когда добиваемся успеха, потому что думаем, что они сделают нас счастливыми. И действительно, чаще всего эффект достигаем. Но только на время. Новые вещи кажутся захватывающими, когда мы используем их в первый раз. Но затем адаптация сводит весь положительный эффект дорогих вещей на нет: к ним привыкаешь, начинаешь воспринимать их как данность — и все, счастье уходит», — говорит ученый.

В общем, в следующий раз, когда вам захочется купить новый iPhone или новый BMW, хорошенько подумайте.

Гилович предлагает более разумные способы избавиться от серьезной суммы денег: художественные выставки, мероприятия на свежем воздухе, обучение новым навыкам или путешествия.

2

Он обнаружил феномен, который получил название «парадокс Истерлингов«. Он гласит, что вещи, которые вы покупаете, со временем потеряют свою ценность в ваших глазах. А вот ценность ранее полученного опыта (путешествия или развлечения) по истечении времени только растет! Т.е. ваши воспоминания о пережитых ранее удовольствиях будут делать вас счастливее каждый раз, когда вы будете к ним обращаться.

«Парадокс Истерлинго» противоречит здравому смыслу, но он работает.

«Наш опыт — часть нас самих, и это намного важнее, чем материальные ценности», — заключает Гилович.

Выводы Гиловича, что немаловажно, подтверждают и исследователи из Сан-Франциско.

«Вам могут очень нравиться вещи, которыми вы владеете. Вам даже может казаться, будто они — часть вашей личности, но это, очевидно, не так. Но ваши переживания — это действительно часть вас. Мы — общая сумма полученного нами опыта».

Одно из исследований Гиловича даже показало, что положительную ценность может иметь и отрицательный опыт. Главное — чтобы вы могли о нем рассказывать другим, и им было интересно.

Когда вы рассказываете интересную историю, это делает вас отличным собеседником. И это, безусловно, влияет на вашу самооценку, а она — ключевой фактор, влияющий на ощущение счастья.

Еще одна причина таких выводов ученого — в то, что новый опыт, мы, как правило, получаем с другими людьми, а удовольствие от вещей чаще всего получаем в одиночку. Ясно же, что если вы проведете с кем-то отпуск в Колумбии, то почувствуете с этим человеком бОльшую связь, чем если бы посмотрели с ним кино на своем новом 4K-телевизоре.

«Мы получаем важный для нас опыт при непосредственном взаимодействии с другими людьми. Так рождаются истории, которые мы с упоением потом еще долго рассказываем друг другу. Эти истории и делают нас счастливыми», — убежден Гилович.

3

Эти исследования, конечно, имеют огромное значение для простых людей, бизнесменов и политиков. Если все вышесказанное воспринимать всерьез, то становится очевидно, что работодатели должны не покупать нам новое оборудование, а дать нам возможность чаще брать отпуск. А политики должны создавать для нас больше рекреационных пространств.

Подумайте, кого из политиков прошлого люди чаще вспоминают добрым словом: того, при ком росли зарплаты и цены на недвижимость, или того, кто построил или облагородил в вашем районе парочку парков?

Подумайте еще вот над чем. О чем вы будете вспоминать через пять лет с большей вероятностью: о том, каким классным был ваш iPhone 6 Plus или о том, какую классную неделю вы провели в Египте?

Жизнь — это яркие моменты и воспоминания, а не бриллианты.

 

Источник