Видео Женщина Интересно Искусство Музыка

Трагедия со счастливым финалом: почему известная французская пианистка после 13-ти лет в лагерях решила остаться в СССР

Без имени-1 kопировать

1

Эта незаурядная женщина не может не удивлять и не восхищать. Она всю жизнь словно плыла против течения: во времена массовой эмиграции из СССР во Францию, пианистка Вера Лотар вышла замуж за советского инженера и решила уехать к нему на родину. Там ее мужа арестовали, и ей пришлось провести 13 лет в сталинских лагерях. Но после этого она нашла в себе силы не только выжить, но начать жизнь заново и в 65 лет достичь того, о чем мечтала в молодости. 2

У нее были все возможности для того, чтобы сделать во Франции блестящую карьеру и жить безбедно. Вера Лотар родилась в Турине в 1901 г. в семье университетских преподавателей. Отец был математиком, мать – филологом, оба читали лекции в Сорбонне. Музыкой и литературой Вера была увлечена с самого детства. В 12 лет она уже выступала с оркестром Артуро Тосканини. Вера училась в Париже у знаменитого пианиста Альфреда Корто, а после стажировалась в Венской музыкальной академии. В 14 лет она начала концертировать и объездила всю Европу и Америку.
3

Вера Лотар была молода, красива, богата и успешна. Она могла бы удачно выйти замуж, но ее выбор пал на человека со скромным достатком, инженера-акустика, создателя смычковых инструментов Владимира Шевченко. Его отец эмигрировал из России после революции 1905 г., а в 1917 г. решил вернуться, оставив сына продолжать образование в Париже. Все это время Владимир мечтал уехать вслед за отцом. После женитьбы он добился разрешения на въезд и вместе с женой отправился в СССР. Шел 1938-й год.

4

Поначалу им пришлось привыкать к тяжелым бытовым условиям – их поселили в общежитии, работы не было, Вера распродавала свои парижские платья. Благодаря протекции пианистки Марии Юдиной ей удалось устроиться в Ленинградскую государственную филармонию. Сначала арестовали Владимира Шевченко. Вера явилась в НКВД и очень эмоционально бросилась защищать мужа. Следующей арестовали ее саму. О смерти мужа она узнала только много лет спустя.

5

Долгих 13 лет французская пианистка провела в сталинских лагерях. Она трудилась на каторжных работах в Сахалинлаге и Севураллаге. Первые два года ей казалось, что она умрет. Но потом решила: раз выжила, значит, надо жить дальше, следуя завету Бетховена, которому поклонялась: «Умри или будь!». На деревянных нарах она вырезала фортепианную клавиатуру и в свободные минуты «играла» на этом инструменте, разминая пальцы, чтобы они совсем не задеревенели.

7

Когда в начале 1950-х гг. объявили амнистию, Вера Лотар-Шевченко попала в Нижний Тагил. В лагерной телогрейке она отправилась в музыкальную школу и попросила пустить ее за рояль. Ей разрешили. Долгое время она сидела, не смея прикоснуться к клавишам – боялась, что после такого долгого перерыва уже не сможет играть. Но руки сами начали исполнять Шопена, Баха, Бетховена… Как оказалось, она не утратила мастерства, хотя былую технику ей пришлось восстанавливать еще очень долго. Услышав ее игру, директор музыкальной школы приняла Веру на работу.

8

Когда Вера Лотар-Шевченко давала свой первый после освобождения концерт в Свердловской филармонии, в репетиционный зал заглянула ведущая – хотела удостовериться в том, что пианистка прилично выглядит. На тот момент Вера уже успела пошить себе черное платье в пол. После того, как ведущая ушла, пианистка сказала: «Она думает, я из Тагила, она забыла, что я из Парижа».

9

10

О страшной судьбе пианистки в СССР узнали после того, как в 1965 г. о ней написал в «Комсомольской правде» журналист Симон Соловейчик. В середине 1970-х гг. Вера Лотар-Шевченко по приглашению академика Лаврентьева переехала в Академгородок под Новосибирском и стала солисткой Новосибирской государственной филармонии. 16 лет, проведенные в Академгородке, стали по-настоящему счастливыми: она вновь выступала на сцене, давала концерты в Москве, Ленинграде, Одессе, Свердловске. К ней вернулось признание, публика принимала ее восхищенно.

11

В Париже у пианистки оставались родственники, они уговаривали ее вернуться, но она наотрез отказалась: «Это было бы предательством по отношению к тем русским женщинам, которые поддерживали меня в самые трудные годы в сталинских лагерях».

12

Она ушла из жизни в 1982 г. и была похоронена на Южном кладбище Академгородка. На ее могильной плите высечены слова легендарной пианистки: «Жизнь, в которой есть Бах, благословенна». В 2006 г. в Новосибирске впервые был проведен Международный конкурс пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко. С тех пор это стало традицией, конкурсы проводятся раз в два года. Судьба пианистки легла в основу сюжета фильма «Руфь» (1989), где роль Лотар-Шевченко исполнила Анни Жирардо.

Источник