Автомобили Интересно Образование Советы

Торможение боковым соскальзыванием

1200-630-kopirovat

Представьте, что вы переоценили свои силы и недооценили предстоящий поворот. Например, вы считали, что перед вами простой поворот достаточно большого радиуса, а оказалось, что за ним гораздо более сложный, крутой поворот. В результате вы влетаете в этот поворот с превышением допустимой безопасной скорости и, не успевая оглянуться, оказываетесь практически на дуге поворота.
Что делать?

Раньше мы рассматривали, как осуществляется торможение на дуге поворота — способом плавного торможения с подгазовкой для сохранения устойчивости автомобиля. Однако этот метод не подходит, если превышение допустимой скорости достаточно велико. Плавное торможение обеспечит снижение скорости лишь на 5–20 км/ч, а этого может оказаться мало. Использование тех методов торможения, которые считаются наиболее эффективными (ступенчатого и прерывистого), невозможно, так как при этом происходит кратковременная блокировка колес, что на дуге поворота попросту опасно. Получается: куда ни кинь — всюду клин. Что ни делай, а ситуация неизбежно развивается в сторону ДТП.

Да, аварии не избежать, если не применить нестандартный метод — торможение боковым соскальзыванием.

ПРИМЕЧАНИЕ
ТОРМОЖЕНИЕ БОКОВЫМ СОСКАЛЬЗЫВАНИЕМ ПРИМЕНЯЕТСЯ НА ДОРОГАХ С НИЗКИМ КОЭФФИЦИЕНТОМ СЦЕПЛЕНИЯ КОЛЕС С ДОРОЖНЫМ ПОКРЫТИЕМ.

Дело в том, что глубокий критический или ритмический занос можно использовать как метод торможения, вот только занос должен быть управляемым!

Управляемый занос от неуправляемого отличается тем, что происходит не самопроизвольно в результате ошибочных действий водителя, а вызывается искусственно, целенаправленными действиями и контролируется в каждый момент движения с возможностью корректировки курса движения автомобиля.

Чтобы вызвать управляемый занос, нужно совершить следующие действия.

  • Резко увеличить подачу топлива на дуге поворота, а после возникновения заноса прекратить дросселирование и стабилизировать автомобиль с помощью поворота рулевого колеса в сторону заноса.
  • Выполнить контрсмещение и резкое увеличение подачи топлива на входе в поворот (то есть не снижение скорости, а, напротив, подгазовка). При этом если требуется повернуть налево, то перед переходом в боковое скольжение нужно сначала сдвинуть автомобиль вправо, а потом — влево, резко увеличивая мощность двигателя. Контрсмещение и поворот, которые следуют друг за другом, создают необходимый вращательный импульс, а пробуксовка колес увеличивает его. Стабилизация автомобиля осуществляется с помощью поворота рулевого колеса в сторону заноса и уменьшения частоты вращения коленвала.
  • Совершить резкое включение понижающей передачи на дуге поворота, причем понижающая передача включается не последовательно (5-4-3-2), а с пропуском (например, 5-3).
  • Выполнить резкое включение понижающей передачи при закрытой дроссельной заслонке на дуге поворота, что приведет к блокированию одного из колес (как при включении стояночного тормоза) и к возникновению импульса вращения автомобиля (рис. 63). Дозированная переменная подгазовка позволяет регулировать угол заноса, а стабилизация автомобиля осуществляется с помощью поворота рулевого колеса в сторону заноса.
  • Использовать прием «газ — тормоз» для переднеприводного автомобиля (если нет системы ABS), чтобы заблокировать задние колеса при сохранении тяги передних. Таким образом, достигается соскальзывание задних колес, а контроль над величиной и продолжительностью тормозного усилия позволяет регулировать угол заноса.

ris63

Рис. 63. При резком понижении передачи автомобиль «клюет» носом за счет блокировки колеса и на нем начинает разворачиваться

ПРИМЕЧАНИЕ
ПЕРЕДНЕПРИВОДНОЙ АВТОМОБИЛЬ ПРАКТИЧЕСКИ НЕВОЗМОЖНО ДЛИТЕЛЬНО УДЕРЖИВАТЬ В БОКОВОМ СКОЛЬЖЕНИИ.

  • Если переднеприводнîй автомобиль оборудован системой ABS, то войти в управляемый занос можно с помощью стояночного тормоза (кратковременное включение) или прекратив подачу топлива после контрсмещения.
  • Если автомобиль полноприводнîй, то применяется контрзанос или кратковременная блокировка задних колес с помощью стояночного тормоза.

ПРИМЕЧАНИЕ
ЕСЛИ У ПОЛНОПРИВОДНОГО АВТОМОБИЛЯ ЦЕНТР МАСС РАСПОЛОЖЕН ВЫСОКО (ПОДОБНОЕ ХАРАКТЕРНО ДЛЯ ДЖИПОВ), ТО БОКОВОЕ СКОЛЬЖЕНИЕ ОЧЕНЬ ОПАСНО И МОЖЕТ ПРИМЕНЯТЬСЯ ТОЛЬКО В КРАЙНЕМ СЛУЧАЕ, ЕСЛИДРУГИЕ СПОСОБЫ ТОРМОЖЕНИЯ НЕВОЗМОЖНЫ.

На рис. 64 изображена схема движения по дуге поворота в управляемом заносе. Обратите внимание на то, как следует работать рулевым колесом, чтобы стабилизировать автомобиль на различных участках дуги поворота.

1

Рис. 64. Управляемый занос

На рис. 65 изображена схема вывода заднеприводного и переднеприводного автомобиля из заноса на повороте.

2

Рис. 65. Вывод автомобиля из заноса на повороте: а — заднеприводного; б — переднеприводного

Когда автомобиль двигается по криволинейной траектории поворота, управление производится с помощью рулевого колеса (скоростное руление) и педали газа; колеса автомобиля должны быть все время повернуты в противоположную повороту сторону.

Сочетание центробежной силы и силы тяги двигателя автомобиля позволяет сохранять необходимую для безопасного движения траекторию. Для успешного выполнения маневра следует научиться регулировать подачу топлива таким образом, чтобы обеспечивать нужную силу тяги двигателя для удержания автомобиля на дуге поворота. Чем больше угол заноса автомобиля, тем большая часть силы тяги двигателя идет на противодействие центробежной силе (центробежная сила увеличивается, что требует большей силы для компенсации этого увеличения) и меньшая — на движение автомобиля вперед. Чем меньше угол заноса, тем больше ускорение автомобиля и меньшая часть силы тяги идет на противодействие центробежной силе (сама центробежная сила уменьшается, что требует меньшей силы для ее компенсации).

Таким образом, для того, чтобы максимально снизить скорость, необходим большой угол заноса автомобиля.

ВНИМАНИЕ
ВО ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ МАНЕВРА НЕЛЬЗЯ ДОПУСКАТЬ БОКОВОГО УПОРА НАРУЖНЫМ КОЛЕСОМ. ЭТО МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К ОПРОКИДЫВАНИЮ АВТОМОБИЛЯ.

Для уверенного выполнения данного приема торможения необходимы тренировки на специальной площадке, где даже летом создается скользкое дорожное покрытие. Если же такой площадки нет, то тренироваться можно зимой на широкой площадке, где исключенû аварийный выброс автомобиля в кювет или помеха другим транспортным средствам.

 

Источник