Великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов был человеком, которому словно суждено было погибнуть на дуэли. Причиной этого был характер литератора, описанный его последним секундантом, князем Александром Васильчиковым: “В Лермонтове было два человека: один — добродушный, для небольшого кружка ближайших друзей и для тех немногих лиц, к которым он имел особенное уважение; другой — заносчивый и задорный, для всех прочих знакомых”.
Заносчивость и задорность, помноженная на колоссальный литературный талант, не могла не приводить к сильнейшим обидам, которые он наносил окружающим. При этом, в отличие от своего ближайшего предшественника — как по степени одарённости, так и по степени конфликтности — Александра Сергеевича Пушкина, Лермонтов обладал некоторой мрачной упёртостью характера. И если многочисленные дуэли, фигурантом которых становился Пушкин, как правило, не доходили ни до чего серьёзного, то с Лермонтовым шансы на это были куда меньше.
Собственно, Михаилу Юрьевичу хватило всего двух дуэлей, чтобы закончить жизнь так же, как его кумир (есть сведения о большем количестве поединков с его участием, но достоверно о них ничего не известно).
Адриан Волков, “Последний выстрел Пушкина”
Первый раз Лермонтов стрелялся с молодым сыном французского посла Эрнестом де Барантом в феврале 1840 года. Самому поэту тогда было 25 лет. В этой дуэли просматривается множество параллелей с последней дуэлью Пушкина: соперником тоже был француз, он тоже был сыном иностранного посла, и даже место схватки было выбрано рядом с Чёрной Речкой, где погиб русский поэт №1. Причина ссоры достоверно не известна, но в заключении комиссии по расследованию сказано, что Лермонтов “вышел на дуэль не по одному личному неудовольствию, но более из желания поддержать честь русского офицера”.
Пистолетной дуэли предшествовал поединок на шпагах. Барант легко ранил Лермонтова в правый бок, а клинок поэта сломался, после чего было решено перейти на огнестрельное оружие. Француз стрелял первым и промахнулся, после чего Михаил Юрьевич разрядил пистолет в воздух. Противники помирились.
В то время дуэли в Российской империи были уголовно наказуемы, так что поэта ждало судебное разбирательство. Лермонтова приговорили к трёхмесячному заключению и последующей отправке в одну из армейских частей. Император Николай I отменил тюремный срок, но велел отправить поэта на Кавказ, где в то время шла война против горцев, причём использовать его строго на передовой.
Николай I
Так Лермонтов, подобно герою его недавно вышедшего романа Печорину, стал активным участником боевых действий и сразу же отличился “мужеством и хладнокровием”, как следует из офицерского донесения. Он принял активное участие в сражении на реке Валерик, которое описал в своём одноимённом стихотворении, а после этого возглавил диверсионно-разведывательный отряд, прославившийся своей безбашенной удалью. Поэт сразу завоевал авторитет у солдат, разделив с ними их суровый быт и не требуя себе никаких поблажек. Кроме того, подобно своему литературном герою, Лермонтов отличался ярко выраженным своеволием и пренебрежением к армейским порядкам. По воспоминаниям его сослуживца Константина Мамацева: “Даже в этом походе он никогда не подчинялся никакому режиму, и его команда, как блуждающая комета, бродила всюду, появляясь там, где ей вздумается, в бою она искала самых опасных мест”.
Помимо обретения воинской славы, Лермонтову суждено было повторить ещё одну деталь биографии Печорина — сразиться в дуэли на Кавказе.
Дуэль Печорина и Грушницкого на иллюстрации Михаила Врубеля
Противником его стал отставной майор Николай Мартынов, которого он знал ещё по совместной учёбе в Школе гвардейских прапорщиков в Петербурге, где они часто фехтовали друг с другом на эспадронах. Они встречались и после, но никаких свидетельств о предшествующих ссорах не существует. Роковыми стали именно их взаимоотношения на Кавказе в 1841 году.
Николай Мартынов
По словам Мартынова, данным им на следствии, «с самого приезда своего в Пятигорск, Лермонтов не пропускал ни одного случая, где бы мог он сказать мне что-нибудь неприятное. Остроты, колкости, насмешки на мой счёт — одним словом, всё, чем только можно досадить человеку».
Мартынов утверждал, что неоднократно просил поэта прекратить злословить в его адрес, но в конце концов получил такой ответ: “Вместо пустых угроз, ты гораздо бы лучше сделал, если бы действовал. Ты знаешь что я от дуэлей никогда не отказываюсь, следовательно, ты никого этим не испугаешь”. После этого соперник и принял решение о дуэли.
“Дуэль”. Рисунок Лермонтова
Данный разговор состоялся, когда оба выходили с вечера в доме местного генерала. Дочь хозяина дома рассказала, как всё произошло. В разговоре с ней Лермонтов шутил над Мартыновым, называя его “горцем с большим кинжалом” (потому что тот действительно носил кинжал и одевался в черкесскую одежду). В этот момент в зале вдруг смолкла музыка, и окончание фразы услышали все присутствующие. Побледневший Мартынов подошёл к Лермонтову и произнёс: “Сколько раз просил я вас оставить свои шутки при дамах”, после чего вышел.
Подобные показания давали и другие люди. Так, сослуживец Лермонтова Николай Лорер тоже вспоминал, что Мартынов носил черкесский костюм и “тем самым навлекал на себя насмешки товарищей, между которыми Лермонтов по складу ума своего был неумолимее всех”. По словам Лорера, Мартынов пытался вразумить Лермонтова, “но жёлчный и наскучивший жизнью человек не оставлял своей жертвы”.
Николай Лорер был одним из тех, кто нёс гроб с телом поэта
В общем, сомнений в том, что Лермонтов действительно насмехался над Мартыновым, практически нет, хотя существуют экзотические версии о причинах дуэли, вовлекающие в заговор против поэта даже императора Николая I.
В конце концов, 15 июля 1841 года у склона горы Машук состоялся поединок на пистолетах, и поэт был убит выстрелом навылет.
После инцидента началось следствие. Из показаний Мартынова и двух секундантов следовало, что Лермонтов свой выстрел произвести не успел. Однако современные исследователи сходятся во мнении, что поэт либо выстрелил в воздух, либо готовился это сделать. Во всяком случае, факт его отказа стрелять в противника считается практически доказанным.
Таким образом, несмотря на желчность и злословие, на обоих своих дуэлях Лермонтов проявил благородство и не пытался убить оппонента. Это наталкивает на мысль, что он будто бы испытывал судьбу и даже искал смерти, подобной той, которая настигла любимого им Пушкина. Так этот или нет, но он её нашёл, и русская литература потеряла двух своих величайших поэтов убитыми после глупых бытовых ссор с интервалом всего в четыре с небольшим года. Первого — в 37 лет, а второго — в 26. Пожалуй, таким результатом не может похвастаться ни одна мало-мальски значимая литература в мире.
Портрет Лермонтова в гробу