Владимир Ильич Ленин умер 21 января 1924 года. Однако, еще за полгода до его смерти в политбюро шли обсуждения, как поступить с телом тяжело больного Ильича.
Дебаты в партии
Первым взял слово Калинин. «Смерть Ленина не должна стать для нас внезапной, — сказал он. – Необходимо заранее продумать все детали похорон». Его поддержал Сталин. «Наши товарищи из регионов предлагают похоронить вождя по русской традиции, — заявил Иосиф Виссарионович. — Они считают, что тело нельзя кремировать, так как по русским обычаям сожжению всегда предавали преступников. Современная наука допускает возможность сохранить тело при помощи бальзамирования».
Троцкий начал бурно возражать: «Сохранять мощи предписано церковными канонами.
Очевидно, вы призываете нас, революционных марксистов, двигаться в том же направлении, добавив к мощам Сергия Радонежского еще и мощи Владимира Ильича?»
На сторону Троцкого встали Бухарин и Каменев. Идею Сталина отстаивали Калинин и Рыков. Дебаты закончились вничью.
Главная святыня партии
Но в день смерти Ильича Троцкий отдыхал на Кавказе, и поэтому не мог повлиять на события. Победило предложение Сталина о бальзамировании вождя, замаскированное под идею «товарищей из регионов». Семья Ленина не одобряла эту инициативу. Но они не имели права распоряжаться телом своего близкого человека – оно принадлежало партии. Откуда же возникла идея о мумификации? Сталин, в свое время получивший духовное образование, отлично знал, что в христианской религии нетленные останки являются свидетельством святости.
Так тело Ильича превратилось в главную партийную святыню.
Советский фараон
По мнению исследователя Нины Тумаркин, решение поместить вождя в Мавзолей имело «египетский след». Накануне смерти Ленина была открыта гробница Тутанхамона, тело которого отлично сохранилось за 3000 лет. Профессор Збарский, которому было поручено проводить бальзамирование Ленина, признался, что его действия напоминали работу египетских жрецов.
За сохранение тела Ленина отвечал инженер-электрик Леонид Красин, которого прозвали «волшебником партии». Красин был ярым сторонником философа Федорова, пропагандировавшего идею воскрешения мертвых. За несколько лет до смерти Ленина Красин прямо заявил, что науке необходимо двигаться в сторону воскрешения великих людей. Вероятно, партийные вожди мечтали в будущем вернуть Ильича к жизни.