В наше время имя Эльзы Скиапарелли упоминается редко, хотя в истории моды она оставила значительный след. Ее называли главной конкуренткой знаменитой Коко Шанель, их постоянно сравнивали и сталкивали лбами. Они были полными противоположностями, это была битва классики и сюрреализма, сдержанности и эпатажа, традиционности и новаторства. Смелые и неординарные идеи Эльзы Скиапарелли восхищали многих ее современников, но ей пришлось оставить профессию модельера.
Две извечные соперницы – Коко Шанель и Эльза Скиапарелли
Коко Шанель относилась к сопернице с еле сдерживаемым презрением и называла ее не иначе как «та итальянская художница, которая делает платья». Они постоянно переманивали друг у друга манекенщиц и клиентов. На одном из приемов Коко Шанель предложила Эльзе свежевыкрашенный стул, заметив, что это пойдет на пользу ее чересчур яркому и пестрому наряду.
Габриэль считала, что любовь Скиапарелли к смелым принтам и ярким цветам – это безвкусица, вульгарность и отсутствие чувства меры. Эльза называла соперницу скучной мещанкой, выскочкой и содержанкой, и заявляла: «Девяносто процентов женщин стесняются выделиться. Они волнуются, что о них скажут другие. Поэтому и покупают серые костюмы. Но они не должны бояться выглядеть иначе».
Шанель уподобила женщин мальчикам, одевая их в наряды с плоским прямоугольным силуэтом. Простоте и практичности платьев от Шанель Скиапарелли противопоставила изящные женственные наряды, каждый изгиб которых повторял изгибы женского тела. Она предлагала вернуть платью формы тела. Эльза ввела моду на подплечики, чтобы зрительно сделать тоньше талию и подчеркнуть ее.
Эльза Скиапарелли с Сальвадором Дали и их совместный шедевр – знаменитое платье с лобстером
В 1930-х Эльза увидела скульптуру Сальвадора Дали «Телефон-Омар» и попросила художника нарисовать нечто подобное для платья. Мастер по шелкографии перенес рисунок на легкую тонкую ткань, и так родился один из ее самых известных шедевров – белое платье с лобстером. Наряд получился в духе сюрреализма, необычайно популярного в то время в Европе. Вместе с Дали они создали знаменитый диван в форме губ.
Эльза Скиапарелли и ее находка – свитера с вывязанными бантами-обманками
Ее любимое слово – «шок»: свои первые духи Эльза назвала «Shocking», придуманный ею оттенок малинового цвета «Shocking Pink» был зарегистрирован как торговая марка, автобиографию она озаглавила «Shocking Life». Свитера с вывязанными бантами-обманками, нарисованные декольте, перчатки с ногтями-аппликациями, сапоги на обезьяньем меху, шляпка в форме туфельки, раздельный купальник телесного цвета, ожерелье из прозрачного пластика с нарисованными насекомыми, пуговицы в виде жуков и конфет – все это ее экстравагантные изобретения. В 1930-х гг. Эльза была любимым дизайнером голливудских звезд: она одевала Грету Гарбо, Марлен Дитрих, Кэтрин Хепберн, Гари Купера, Мэй Уэст.
Знаменитая шляпа *Туфля* и Гала, позирующая в этой шляпе
В отличие от коллаборационистки Коко Шанель, Скиапарелли была настроена к нацистам крайне враждебно. В военное время она в Америке занималась благотворительностью и работала медсестрой в обычной больнице. После войны она так и не смогла вернуться в мир моды. Ее коллекции не имели коммерческого успеха, на модном Олимпе появился новый кумир – Кристиан Диор. В 1954 г. она отошла от дел и последние 20 лет жизни ограничила круг своего общения до самых близких. Она умерла в 1973 г., завещав похоронить себя в пижаме цвета «Shocking».
В наши дни Эльза Скиапарелли – самый цитируемый дизайнер современности, нестандартные идеи которой смогли по-настоящему оценить только через несколько десятилетий.