Обычно в интервью, следующих за премьерами фильмов, режиссеры говорят недоуменным журналистам, что это, дескать, всебыло для того, чтобы заставить зрителя думать. Но единственное,чего добиваются, — сбивают с толку. Но на некоторые вопросы мы все-таки нашли ответы!
«Начало» (2010)
После премьеры фильма «Начало» Кристофера Нолана в Сети еще долго не утихали споры, чем же заканчивается фильм: удалось герою Леонардо Ди Каприо Доминику Коббу выбраться из лимба и воссоединиться со своими детьми или это всего лишь его фантазия?
В 2015 году Нолан выступил на церемонии вручения дипломов выпускникам Принстонского университета и использовал пример из «Начала» в качестве примера того, что реальность — субъективное понятие. Когда Кобб попадает домой, он запускает волчок и бросается обнимать детей. По сути, ему не важно, где он пребывает, в реальности или во сне, — так объяснил режиссер. Таким образом,реально то, что вы сами назовете реальностью.
«Темный рыцарь: возрождение легенды» (2012)
Финал «Темного рыцаря», разумеется, не столь туманен, как «Начала», но тем не менее тоже породил много споров. Напомним, что в конце фильма Брюс Уэйн спасает Готэм, унося на своем самолете ядерную бомбу. Но через какое-то время Альфред видит Брюса (или, как бы сказали в отечественных СМИ, человека, похожего на Брюса Уэйна) в Венеции за столиком уличного кафе с Селиной Кайл, экс-Женщиной-кошкой.
Сам Кристофер Бейл, исполнивший главную роль в фильме, сказал винтервью перед премьерой фильма «Цари и боги», что Бэтмен, безусловно, жив и то, что увидел Альберт, не было его фантазией или сном. Во-первых, в фильме есть кадры, в которых Брюс Уэйнконструирует автопилот на самолете, то есть в финале у него была техническая возможность спрыгнуть. А во-вторых, в сцене в Венециина Селине колье, принадлежавшее ранее матери Брюса Уэйна, которое она пыталась украсть в начале фильма. Альберт не знал об этом факте, поэтому не смог бы сфантазировать настолько точно.
«Бердман» (2014)
Финал у оскароносного фильма Алехандро Гонсалеса Иньяритту такой, что «Начало» на его фоне кажется простым и однозначным.Главный герой — опустившийся актер Ригган Томас, который вроде как умеет летать, в конце фильма шагает в открытое окно. Но до этого зритель узнает, что все его суперспособности — не более чем фантазии. Дочь Риггана Сэм входит в палату, видит пустую кровать, открытое окно и сирены под окнами. Подбежав к окну, девушка смотрит вниз, но затем ее взгляд устремляется вверх. Так что же случилось с Ригганом?
Один из четырех сценаристов «Бердмана» — Александр Динеларис-младший в интервью HuffPost намекнул, что Ригган все-таки погиб. «Ключ к пониманию концовки — взаимоотношения отца и дочери, — сказал он, — а еще ее татуировки в виде птиц на руках». То есть сумасшествие Риггана передалось Сэм.
«Малхолланд-драйв» (2001)
Дэвид Линч любит поводить зрителя за нос, но в «Малхолланд-драйв» он превзошел сам себя. Сюжет фильма запутан. А некоторые истории кажутся никак не связанными с основным действием. Тем не менее сам Линч утверждает, что ключ к пониманию фильма все же существует. Джастин Теру, исполнивший в фильме одну из главных ролей, в интервью обмолвился об отношении Линча к различным интерпретациям фильма: «Я думаю, что он искренне рад тому, что фильм можно понимать как угодно. Ему нравится, когда люди высказывают самые причудливые интерпретации». Основная теория гласит, что первая часть фильма — сон-фантазия героини Дайаны Сэлвин. Она видит себя подающей надежды молодой актрисой, а Камиллу, предмет своей болезненной страсти, — в виде потерявшей память девушки Бэкки, которая полностью от нее зависит. Примерно ту же мысль высказала и Наоми Уоттс: «Думаю, что Дайана — реальный персонаж, а Бэтти — это личность, которой она хотела бы быть и придумала ее во сне».
«Фонтан» (2006)
«Фонтан» Даррена Аранофски — это три истории, отстоящие друг от друга на сотни лет, но с общими героями. В истории о прошлом конкистадор отправляется по велению своей королевы Изабеллы на поиски таинственного источника вечной жизни. В истории о настоящем главный герой Томас — врач, ищущий лекарство для жены Иззи, у которой опухоль мозга. В третьей части космонавт в межгалактическом путешествии общается с программой IZZY. Цель его путешествия — добраться до далекой туманности в биосфере, содержащей дерево. Фильм оканчивается гибелью космонавта, врач Том стряхивает снег с могилы жены.
Многочисленные религиозные цитаты (фильм предваряет неточная цитата из Ветхого Завета; название планеты Шебальба из третьей части многие критики соотносят с Шамбалой — местом, священным для буддистов, и т.д.) дали множество интерпретаций сюжета фильма.
Сам Аронофски в интервью AICN признал, что у фильма открытый финал и не стоит искать к нему логические подходы. Это скорее нечто иррациональное, вроде медитации, попытка осмысления своей смертности.
«Оно» (2014)
Хоррор «Оно» (в оригинале It Follows, не спутай с кинговским IT),вышедший в 2014 году, сразу же заработал самые высокие оценки критиков и, по заявлению некоторых, «раздвинул границы жанра». Главная героиня Джей занимается сексом с парнем, после чего оказывается, что он передал ей некое проклятие. Заключается оно в том, что теперь ее всегда будет преследовать некто (или нечто), желающий ее убить. Он будет принимать образ разных людей, и убежать от него невозможно. Единственный способ избавиться от проклятия — передать его другому человеку.
В итоге Джей все-таки передает проклятие своему знакомому, а тот (предположительно) проститутке. Но, так как настроение фильма достигается не за счет так называемых «бу-эффектов», зрители могут только догадываться, существует ли проклятие на самом деле. Некоторые поспешили обвинить режиссера в морализаторстве: мол, под тем самым проклятием он имел в виду ЗППП. Не занимайтесь, детки, незащищенным сексом, а то будут вам жирафы, гориллы и большие злые крокодилы.
Но сам режиссер позже опроверг эту теорию. Идею фильма он почерпнул в собственном страшном сне: его преследовали и он знал, что никто из друзей не в силах ему помочь.
«Ванильное небо» (2001)
Фильм «Ванильное небо», вышедший на экраны в декабре 2001 года,был совсем не тем фильмом, который ожидали поклонники от режиссера Кэмерона Кроу после его предыдущей работы 1996 года «Джерри Магуайр». Вместо очередной комедии получился психологический триллер с примесью фантастики — римейк испанской картины «Открой глаза». Начинающийся как типичный ромком, фильм уже на 30-й минуте становится все запутаннее и запутаннее и к окончанию оставляет зрителей в недоумении: а был ли мальчик?
В интервью Film School Rejects cам Кроу ответил на вопрос, которыйявно хотелось задать всем зрителям (что это вообще такое было?), что ключ к пониманию картины лежит в последних двадцати минутах фильма. Объяснение немного в духе «Матрицы» или романов Пелевина: реальность — то, что тебе захочется ею считать.
«2001: космическая одиссея» (1968)
Сценарист фильма Артур Ч. Кларк сказал после премьеры фильма в 1968 году: «Если вы умудритесь полностью понять «Одиссею», то для нас это провал, ведь мы пытались дать гораздо больше вопросов, чем ответов». Но сейчас, спустя почти 50 лет после выхода, укритиков было достаточно времени, чтобы попытаться разобраться, что к чему. Существует целый сайт, посвященный исследованию фильма. Сам Кубрик так описал финал (который, как мы помним, в том, что астронавт Дэйв Боуман вступает в контакт с «монолитом» и проходит через причудливую последовательность путешествия, видя себя в разном возрасте, и наконец превращается в эмбрион): человечество безнадежно, своими силами оно не сможет избавиться от насилия, которое мы видим на протяжении всего фильма. Помочь им (то есть нам) смогут только высшие внеземные силы. С их помощью Боуман и превращается в сверхчеловека.