Не зря говорят, что фильм “Белое солнце пустыни” является жемчужиной советского кинематографа. Даже в Голливуде Андрею Кончаловскому не раз высказывали восхищение этой творческой работой. Ему льстило мнение авторитетных экспертов кино.
Америка в 1971 году купила лицензию на этот фильм. Они выпустили кино в прокат, чтобы впечатлить американскую публику. Успех был ошеломляющий, хотя зрители были весьма избалованы голливудскими работами. После “Великолепной семерки” посмотреть “Белое солнце пустыни” — это существенный дисбаланс. Однако американцы оценили творение российской команды.
Владимир Мотыля признался, что работа над этим фильмом была невероятно сложная. Проблемы начались сразу — еще до утверждения сценария. Вскоре он даже написал об этом книгу.
Чиновники долго придирались к сценам и исправляли фильм в готовом виде, чтобы допустить его к прокату.
Основные сложности творческая команда испытывала в Дагестане во время съемок. Например, у Владимира Яковлевича именно здесь появились первые седые волосы. Хотя на тот момент он был еще молод.
Киностудия “Мосфильма” не выдала необходимое оборудование.
Дали камеру и хлопушку. Конечно, на словах было обещание, что всю технику подвезут из “Азербайджанфильм”, но — увы.
Обходился режиссер подручными средствами и тем, что было у них в арсенале.
Члены съемочной группы расценили этот поступок как неуважение. С дисциплиной на площадке тоже были проблемы.
Очень часто съемки приходилось отменять из-за отсутствия актеров. У того похмелье, у того просто лень.
Любил выпить почти весь актерский состав. На замечания режиссера никто не обращал внимание. Они же понимали, что часть фильма снята, поэтому актеров менять не будут. Да и бюджет был урезан до минимума. Если другим выдавали не менее миллиона, то он получил лишь 650 000.
Да, кажется огромной суммой, но для съемок полнометражного фильма — это копейки. В команде более сотни специалистов и огромный актерский состав. Если подсчитать всех подрядчиков и учесть, сколько нужно выплатить гонораров, ничего не останется.
Ну и, естественно, кроме оплаты труда, надо принимать во внимание логистику, аренду помещения и техники, декорации, костюмы и остальные расходы. Нужно было увеличивать бюджет, но каким образом?
Рабочий график не выполнялся. Съемки в Дагестане должны были длиться около 3-х месяцев, но задержались. Актерский состав кутил и гулял — за каждой пьянкой была драка. Николай Годовиков вообще сцепился в ресторане с местными мужиками.
Местная полиция его пьяного и побитого привезла в гостиницу.
Конечно, они сказали, что Годовиков был инициатором драки.
Поскольку актер был совершенно в неподобающем для съемок виде, пришлось затягивать процесс. И это была далеко не последняя драка с участием Годовикова.
Через месяц вновь появилась полиция. В этот раз они интересовались личностью Павла Луспекаева и других работников. Правоохранительные органы утверждали, что эти трое устроили драку в том же ресторане. В ходе разборок с местными Луспекаев и его коллеги нанесли заведению материальный ущерб, который нужно было компенсировать.
Мотыль все уладил, но собрал актерский состав для беседы. Он потребовал, чтобы виновники дали обещание, что подобных инцидентов больше не будет.
Луспекаев пообещал, но через две недели вновь влетел. В этот раз он принял участие в драке, чтобы разнять ребят. Из-за этого на его лице красовался огромный след от ножа. В протоколе, правда, указали, что актер ни в чем не виновен.
Как бы не пытались, замазать глубокую рану не смогли. Мотыль был вынужден добавить в сценарий выстрел басмача в Верещагина. По его задумке, пуля якобы попала в стекло, а осколок ранил актера. Когда же снимался эпизод драки, даже грим не понадобился — рана и сама по себе сильно кровоточила.
Самое ужасное, что во время съемок погиб один из каскадеров.
Это последствия грубого нарушения техники безопасности. Того, кто был ответствен за это дело, уволили и вызвали в Москву на допрос. Эпизод с трюком пришлось полностью вырезать из фильма.
На подбор жены Абдуллы пришлось потратить немало времени.
Это были женщины нетворческих профессий. Только Татьяна Ткач была актрисой.
Старшей женой была С. Сливинская — научный консультант картины. Зарину сыграла А. Лименес, которая занимала должность инженера-конструктора. Другие исполнительницы были подобраны таким же образом. Ходили слухи, что среди них была еще и женщина легкого поведения из отеля “Астория”. Ее порекомендовали в КГБ. Она чем-то так услужила им, что те решили исполнить ее детскую мечту. Поскольку внешность у нее была подходящая, режиссер ничего не имел против.
В многих эпизодах женщин заменяли дублеры. Местных школьников приглашали на съемки для массовки. Иногда снимались под паранджой солдаты воинской части, которые служили недалеко от Туркмении.
Мотыль переживал насчет сцены, где жены задирают юбки, прикрывая лица. Были видны не только голые животы, но и грудь.
Таким эпизодом режиссер хотел показать, что для восточного гарема было очень важно прятать свое лицо от посторонних. Ради этого они были готовы даже обнажать интимные части тела.
Только цензор не пропустил этот эпизод. Сцену приказали вырезать.
Однако Брежнев спас ситуацию. Когда он попросил какой-то интересный фильм, ему привезли демо-версию “Белое солнце пустыни”. Он оценил старания режиссера и спросил, почему ранее не видел этого кино. Помощник объяснил, что кинолента еще не прошла утверждение.
Брежнев потребовал, чтобы фильм уже выпустили в прокат.
“Белое солнце пустыни” получило высшую категорию и было выпущено на экраны.
Около 30-миллионов зрителей посмотрели этот фильм за один год. Никто и не надеялся, на такой успех. И до сих пор “Белое солнце пустыни” пересматривают десятки раз, подтверждая, что не зря кинолента вошла в Золотой фонд.