В сентябре 1942 года Виктор Франкл, видный еврейский психиатр и невролог из Вены, был задержан и доставлен в гитлеровский концлагерь вместе с женой и родителями.
3 года спустя, когда его освободили из лагеря, вся его семья, включая его беременную жену, погибла, но он, заключенный номер 119104, выжил.
В 1946 году он всего за 9 дней написал бестселлер «Человек в поисках смысла» о своей жизни в лагерях. Франкл пришел к выводу, что разница между теми, кто выжил в лагере, и теми, кто умер, сводилась к одному: понимание значения, смысла своей жизни.
Когда он был учеником средней школы, один из его учителей объявил классу: «Жизнь — это не более чем процесс сгорания, процесс окисления».
Франкл встал со стула и спросил:
«Сэр, если это так, то что может быть смыслом жизни?»
В лагерях он увидел, что те, кто нашел смысл жить даже в самых ужасных обстоятельствах, были гораздо более устойчивыми к страданиям, чем те, кто этого не сделал.
«У человека можно отнять все, кроме одной вещи, последней из человеческих свобод — выбрать свое отношение в той или иной совокупности обстоятельств«.
Франкл работал врачом в лагерях, и в своей книге он приводит пример двух суицидальных заключенных, с которыми он там столкнулся.
Как и многие другие заключенные лагерей, эти двое были безнадежны и думали, что больше нечего ждать от жизни, незачем жить.
«В обоих случаях, — пишет Франкл, — важно было заставить их осознать, что жизнь все еще чего-то ожидает от них в будущем».
Для одного человека это был его маленький ребенок, который тогда жил в другой стране. Для другого, ученого, это была серия книг, которые ему нужно было закончить.
Франкл пишет:
«Эта уникальность и единичность, которая отличает каждого человека и придает смысл его существованию, имеет одинаковое отношение и к творческой работе, и к человеческой любви. Когда приходит понимание, что невозможно заменить человека, он становится ответственным за свое существование и продолжение. Человек, который осознает ответственность по отношению к тому, кто ласково его ждет, или к незаконченной работе, никогда не сможет покончить свою жизнь самоубийством».
В 1991 году Библиотека Конгресса внесла книгу «Человек в поисках смысла» в список 10 самых влиятельных книг в Соединенных Штатах.
Проданы миллионы копий по всему миру. Теперь, более чем 20 лет спустя, суть книги — ее акцент на значении и ответственности за нечто большее, чем «я», кажется, вступает в противоречие с нашей культурой, которая больше заинтересована в погоне за индивидуальным счастьем, чем в поисках смысла.
«Счастье не может осуществляться, оно должно наступить. Нужно иметь причину, чтобы быть счастливым«, — считает доктор Франкл.
Сегодня, согласно данным Центра по контролю и профилактике заболеваний США, около 4 из 10 американцев не обнаружили удовлетворяющей цели в жизни.
40% людей не видят цели в своей жизни и никак к этому не относятся.
Еще четверть американцев не чувствует, что наполняет их жизнь смыслом.
Исследования показали, что у людей, имеющих цель и смысл в жизни, увеличивается общее благосостояние и удовлетворенность жизнью, улучшается психическое и физическое здоровье, повышается гибкость, повышается самооценка, а также снижается вероятность депрессии. Кроме того, стремление к счастью, по иронии, делает людей менее счастливыми, считают психологи.
«Слишком сильное стремление к счастью, вот что срывает счастье», — писал Франкл.
Счастье без смыслахарактеризует относительно неглубокую, эгоцентричную или даже эгоистичную жизнь, в которой все идет хорошо, потребности и желания легко удовлетворяются, а все трудности избегаются.
Чем же отличается счастливая жизнь от осмысленной жизни?
Счастье, по результатам опросов, в том, чтобы чувствовать себя хорошо.
В частности, исследователи обнаружили, что счастливые люди склонны думать, что жить легко, они находятся в хорошем физическом состоянии, и они в состоянии купить то, чего хотят.
Отсутствие достаточного количества денег снижает ваше чувство счастья и значимости. Счастливая жизнь также определяется отсутствием стресса или беспокойства.
Стремление к счастью связано с эгоистичным поведением «берущего», а не «дарителя». Если у вас есть потребность или желание — вы удовлетворяете его, как голод, и это делает вас счастливым. Другими словами, люди становятся счастливыми, когда получают то, чего хотят.
«Счастливые люди радуются, получая выгоду от других, а люди, ведущие осознанную жизнь, получают радость, когда отдают другим», — объясняет Кэтлин Вос, психолог из университета штата Пенсильвания.
По словам Мартина Селигмана, одного из ведущих психологов мира:
«В осмысленной жизни вы используете свои самые сильные стороны и таланты, чтобы служить чему-то, по вашему мнению, большему, чем вы сами».
Например, осмысленная жизнь связана с покупкой подарков для других, заботой о детях. Люди, чья жизнь осмыслена, вложили себя в нечто большее, чем свое его, поэтому в их жизни больше стресса и тревоги, чем у счастливых людей.
Наличие детей, например, связано с осмысленной жизнью и требует самопожертвования. Исследования Гарвардского университета показали, что родители менее счастливы, когда общаются со своими детьми, чем когда занимаются спортом, едят или смотрят телевизор.
Все человеческие существа должны заботиться о других и вносить свой вклад в жизнь других людей. Это делает жизнь осмысленной, но это не обязательно сделает нас счастливыми.
Осмысленность не только в том, чтобы превосходить себя, но и в том, чтобы превосходить настоящий момент. Эмоция счастья чувствуется здесь и сейчас, но быстро проходит, так же как и другие эмоции. Положительное влияние и чувство удовольствия мимолетны.
Осмысленность, наоборот, продолжительна. Она соединяет прошлое с настоящим и будущим.
«Мышление за пределами настоящего момента — признак относительно осмысленной, но несчастной жизни», — пишут исследователи. — Счастье вообще не созерцает прошлое или будущее».
Негативные события делают вас несчастными, но увеличивают вашу осмысленность.
«Если вообще есть смысл в жизни, — писал Франкл, — то должен быть смысл и в страдании».
Это возвращает нас к жизни Франкла и, в частности, к его опыту пребывания в концентрационных лагерях.
В юности, прежде чем он и его семья были вывезены в лагеря, Франкл зарекомендовал себя как один из ведущих психиатров в Вене и во всем мире. В 16 лет он завязал переписку с Зигмундом Фрейдом и однажды послал Фрейду свою статью. Фрейд был впечатлен талантом Франкла и отправил документ в Международный журнал Психоанализа. «Я надеюсь, вы не возражаете«, — писал Фрейд подростку.
Учась в медицинской школе, Франкл отличился еще больше. Он создал центры профилактики самоубийств для подростков, а также внес свой вклад в развитие области клинической психологии — логотерапии, которая помогает людям преодолеть депрессию и найти свое уникальное значение в жизни.
К 1941 году его теории получили международное внимание, он работал заведующим отделения неврологии в больнице Вены, где рисковал своей жизнью и карьерой, ставя ложные диагнозы психическим больным, чтобы они не были, по приказу нацистов, подвергнуты эвтаназии.
Из-за нацистской угрозы Франкл подал заявку на получение визы в Америку, и ему ее выдали в 1941 году.
К тому времени, нацисты уже начали отправлять евреев в концентрационные лагеря, сосредоточив внимание, в первую очередь на пожилых людях. Франкл понимал, что скоро заберут его родителей. Он также знал, что если пойдет вместе с ними, то сможет помочь им приспособиться к лагерной жизни.
С другой стороны, с визой в руке, у него был соблазн уехать в Америку и бежать в безопасное место. Он не знал, что делать, поэтому он отправился в собор Святого Стефана в Вене, чтобы собраться с мыслями. Слушая органную музыку, он неоднократно спрашивал себя: «Должен ли я оставить своих родителей? … Должен ли я попрощаться с ними и оставить их на произвол судьбы?» Он искал «ответ с неба».
Ответ ожидал его дома. На столе лежал кусок мрамора. Его отец объяснил, что это камень из-под обломков одной из синагог, которую уничтожили нацисты. Мрамор содержал фрагмент одной из Десяти Заповедей – именно заповеди о почитании отца и матери.
Франкл решил остаться в Вене. Он решил отложить в сторону свои личные амбиции, чтобы служить своей семье, а позже и другим заключенным.
Мудрость Франкла, полученная среди невообразимых человеческих страданий, столь же актуальна и сейчас:
«Быть человеком — означает быть направленным на что-то или кого-то кроме себя. Погоня за смыслом — вот, что делает человека настоящим».
Откладывая свои корыстные интересы ради кого-то или чего-то большего, чем мы сами, больше «отдавая«, а не «принимая«, мы признаем, что в жизни есть нечто большее чем просто погоня за своими потребностями.