Жизнь Общение Отношения Советы

Почему решать чужие проблемы категорически нельзя?

1200-630 kопировать

Мы— чьи-то дети, мы — чьи-то друзья, чьи-то родители и просто знакомые. И часто, если близкий человек попадает в сложную ситуацию, мы считаем своим долгом помочь ему — не делом, так советом.

Часто бывает так, что мы помогаем человеку, изо всех сил стараемся сделать все лучшим образом, но в результате имеем лишь свои утекшие в непонятном направлении силы и энергию, в лучшем случае — благодарность того, кому пришли на помощь и… надеясь на дальнейший результат, его просто впоследствии не видим.

Почему так происходит?

К сожалению, мы сами провоцируем эти события. Именно тем, что пытаемся помочь. На самом деле это действует не во благо, а во вред, причем обеим сторонам!

  • Когда мы выдаем эти «кредиты», из самых добрых побуждений, лишаем человека силы своей «поддержкой»…
  • При любом «кредитовании» человек остается нам должен. Мы его подсаживаем на себя. Частично или целиком берем за него ответственность. И иногда неосознанно подменяем его успехи своими.

Интересный эксперимент

Перед новогодними каникулами я попросила студентов понаблюдать за тем, как часто мы неосознанно «вклиниваемся» в поток движения, речи, действий наших близких. Как мы на самом деле совершенно не задумываясь, обесточиваем и обесцениваем их.

Наблюдали за тем:

— Как часто мы позволяем себе перебивать друг друга. Особенно, как женщина в компаниях перебивает мужчину, публично поправляет, дает советы, — все это проявление неуважения изначально.

Речь — это энергия, «перебить» поток речи — не просто сбить с мыслей, часто это — выбить опору.

1

Когда женщина (жена) публично поправляет, «улучшает» или высмеивает своего мужчину, она:

  • Понижает его статус, обесценивает и проявляет неуважение.
  • Это удары по его «социальной значимости».
  • При этом, если анализировать, она перебивает, обесценивает, борется за власть — конечно, не осознавая этого.
  • И все это в ущерб силе обоих партнеров и ощущению близости между ними.

Мужчина, перебивая женщину, проявляет власть. Иногда пытается так структурировать бессистемный, с его точки зрения, поток мыслей и эмоций из правого полушария в ясность и последовательность левого.

Как часто мы меняем траекторию движения ребенка. Например, бежит человечек по своим карапузовым делам — ему безопасно, это своевременно, он просто занят своими задачами. Взрослые часто позволяют схватить от избытка чувств ребенка на руки, вклиниваясь в траекторию движения, перенести с места на место, не дождавшись, когда ребенок завершит что-то, переключают его на то, что им кажется именно сейчас более важным.

  • Когда ребенок увлечен чем-то игровым и эмоциональным, он, в отличие от взрослых, погружен в задачу целиком. Всем своим существом.
  • Можно представить, что он «ныряет» в глубины правого полушария мозга. Он поэтому и «не слышит» часто взрослых, которые зовут его с логического «берега» — из левого полушария.
  • Время должно пройти, чтоб информация дошла. Или эта информация просто не различима.
  • Когда ребенка быстро с глубины «поднимают» — это «перегрузка», чреватая истерикой, усталостью, уходом от контакта.

2

О незавершенных, прерванных движениях

Когда мы прерываем по каким-то причинам телесное действие, образуется блок на многих уровнях. И из него «вырастают» разнообразные симптомы. Когда мы траекторию движения ребенка часто изменяем, мы «воруем» его силу, мы ему даем понять — мы боги, ты повлиять мало на что можешь. И ребенок становится более скованным, более агрессивным, упрямым и импульсивным. И безынициативным.

И все это неосознанное нами — неуважение к процессам и динамике маленького человека, что оставляет ощущение «я повлиять ни на что не могу».

— Когда мы вмешиваемся со своими «озарениями», оценками, галлюцинациями и советами, непрошеной помощью, когда мы делаем за человека то, что он совершенно в состоянии сделать сам. Когда родители, например, приходя ко взрослым детям в гости, начинают «помогать» — это не помощь, это инвалидизация.

Это лишение человека сил, его опыта и обретений.

Это посыл человеку любого возраста — ты мал и слаб, и без меня не справишься. И это не любовь — это подкуп и попытка доказать себе самому свою значимость. Попытка быть или остаться для ребенка в роли бога.

Чудесная цитата Хелленгера:

«…Тот, у кого есть проблема, может ее нести, причем только он один.

Если другой хочет нести ее за него, то тот становится слабым…. Если я вижу у другого что-то и непременно хочу ему это сказать, но сдерживаюсь и не говорю, это стоит мне сил. Силы, которых эта сдержанность стоит мне, становятся силой и для него. Вдруг ему приходит в голову то, что я хотел ему сказать. Поскольку эта мысль пришла к нему сама, он может ее принять.

Если я не выдерживаю и хочу непременно что-то ему сказать, я испытываю облегчение от того, что я ему это сказал. Но я забрал у него силу. Даже, если то, что я хотел сказать, правильно, он не может этого принять, поскольку это идет извне. Так что такая сдержанность является основой уважения и основой любви».

3

— Когда мы говорим другим что-то типа «все будет хорошо». Когда принимаем за других решения, давая советы — мы:

  • Говорим это из роли бога.
  • Лишаем родных нам людей возможности самим почувствовать себя, свою силу, потребности.
  • Кстати, психолог вообще не имеет права давать советы: идти — не идти на работу, сходиться — расходиться и проч. Если дает — ему пора бы на личную терапию. Для протирки нимба.

Что делать?

Когда близкий человек начинает рассказывать, как ему сложно, сколько задач и заданий, лучше сказать:

«Я вижу, что задач много. Но они — вот такие (показала размер руками), а ты — вот таааакой.
И я верю в твои силы и способности.
Если нужно будет, я рядом, но я знаю, что это тебе по силам».

Когда мы перестаем быть «добренькими» по отношению к себе и другим, толпа рядом с нами меньше, а честности, доброты и силы Любви в нашей жизни становится больше.

 

Источник