Для людей старшего поколения Любовь Орлова — ослепительная красавица, вечно молодая богиня кино. Этот образ старательно создан самой Любовью Орловой и ее мужем Григорием Александровым — режиссером, тщательно следившим за тем, чтобы звезда сияла самым нежным светом.
Биограф Орловой Александр Хорт пишет: «Все женщины хотели выглядеть не просто моложе своего возраста, а именно как она — яркая блондинка с эффектной прической. Такой знаменитой она стала благодаря кино, и в рейтинге советских артисток она была лидером. “Орлова” стала именем нарицательным — все население, и мужское, и женское, было от нее без ума».
Любовь Орлова: рост 158 см, вес неизвестен, дата рождения: 29.01.1902 г.
В отсутствие интернета легенда могла оставаться легендой долго. Ни ботокса, ни филлеров, ни лазеров — но и никаких камер с огромным разрешением, благодаря которым мы можем анализировать изменения лиц звезд от года к году, отмечая появление швов от подтяжек.
Известно, что Любовь Орлова одной из первых наших актрис начала пользоваться услугами пластических хирургов. По одним данным, у нее была одна омолаживающая операция. По другим — не менее шести. Истину установить вряд ли удастся, поэтому смотрим фотографии и читаем воспоминания современников.
Любовь Орлова и Григорий Александров, ее муж.
Михаил Куницын, еще один биограф Орловой: «В фильме “Светлый путь” (1940), “Весна” (1947), “Встреча на Эльбе” (1949) мы еще видим лицо Орловой до пластических операций. В 60-е годы она обратилась к услугам эстетической медицины. Да, она действительно делала пластику. Но не так много, как про нее рассказывают, и не за счет Чаплина (это еще один миф). И вообще, не за границей, а на родине. У нее, видимо, была одна круговая подтяжка и одна пластика век. Это то, что удалось доподлинно установить. Мало того, Орлова пользовалась простыми кремами фабрики “Свобода”, она их очень любила, сама их с чем-то смешивала…
Для нее было очень важно следить за собой. В своем спектакле “Милый лжец” Орлова со сцены произносила слова: “И мне никогда не будет больше 39 лет, ни на один день!” Такой вот была и сама Любовь Петровна».
Выглядела ли Любовь Орлова моложе своего возраста? По нынешним меркам — ничуть.
На этих кадрах из фильма «Цирк» актрисе 33-34 года.
В фильме «Волга-Волга», вышедшем в 1937 году, Орловой 34-35.
Морщины в 35 лет — это нормально. Как и заметные, несмотря на грим, мешки под глазами. Но и в целом лицо нельзя назвать юным. Это лицо взрослой женщины с типичным славянским строением: тяжелые щеки, склонность к появлению брылей.
На кадрах из фильма «Весна» 1947 года можно заметить, что овал лица у уже 45-летней Орловой неплох. Однако нельзя забывать, что черно-белая съемка в мягком свете максимально выгодна для внешности. А о правильном свете Любовь Орлова с мужем заботились тщательно.
«Весна», 1947 год.
Брак Орловой с Александровым был скорее взаимовыгодным партнерством. Был ли между ними роман в начале, не было ли — теперь уже вряд ли кто-то сможет подтвердить, зато есть немало свидетельств, что в дальнейшем они изображали пару только на людях.
Партнерство получилось исключительно удачным. В отличие от абсолютного большинства советских зрителей, Григорий Александров смотрел фильмы с Марлен Дитрих, Гретой Гарбо и другими звездами Голливуда. Так что золотые локоны, белые зубы и сияние кожи Любови Орловой — не счастливое природное совпадение, а сознательно использованные лекала.
И в менее замечательном освещении в том же возрасте.
Свет выставляли так, чтобы звезда выглядела звездой. Любовь Орлову снимали под определенными углами, с подсветкой снизу: так сглаживаются морщины и складки, и теней на лице минимум.
Теперь, чтобы получить идеальный вид кожи на фотографии, и пальцем шевелить не нужно — приложение все сделает само. Тогда — только свет и съемки через шелковую сеточку, надеваемую на объектив камеры.
1947 год, Любови Орловой 45 лет.
Говорят, Григорий Александров уговорил жену заменить натуральные зубы на красивые фарфоровые. Похоже на правду (кадры из фильма «Весна»).
Руки Любовь Орлова старалась прятать, так как они у нее были не очень изящны.
Людей Любовь Петровна не слишком любила и к дружбе с многими не стремилась. Совместных детей у них с мужем не было — карьера важнее.
Она не любила гастроли и на концертах только пела: никаких встреч со зрителями, ответов на вопросы.
Внук Александрова: «Орлова не любила людей, гостей и друзей. Она никого не любила. И хотя в доме хватало места, переночевать гостям было негде. Иногда доходило до маразма. Приезжали люди по делам — сценарий обсудить, музыку к кинофильму, сидели, разговаривали. Вдруг через час Орлова, посмотрев на часы, говорила: “Через пять минут Григорию Васильевичу пора обедать”. Все вставали и молча уходили. Она им даже чаю никогда не предлагала. Ее боялись все».
Фаина Раневская, близкая подруга: «Орлова, конечно, великолепная актриса. И дисциплинированность ее поражает. Но вот голос… Когда она поет, кажется, будто кто-то писает в пустое ведро».
Но о характере подруги Раневская была совсем другого мнения: «Сказать, что Орлова — добрый человек, это все равно, что признать, будто Лев Толстой — писатель не без способностей».
Свой возраст Орлова тщательно скрывала, и любительских фотоснимков старалась избегать.
1960 год, Орловой 58 лет.
Орлова страшно боялась постареть и заботилась о коже как могла. Косметическая промышленность СССР выпускала крем «Детский» и еще пару средств с простыми и натуральными составами. И уж конечно, никаких умывалок, тоников, сывороток и масок. Имея возможность свободно ездить за границу, Любовь Орлова привозила косметику оттуда.
С годами страх старости превратился почти в фобию. Когда в 1972 году Любови Орловой исполнилось 70, она лично попросила партийное руководство приказать прессе не упоминать ее возраст. Просьба была исполнена. Возраст не назвали ни в одном издании, ни в одной телепередаче. Можно ли представить такое сейчас?
В фильме «Скворец и Лира» (1974 г.) 71-летняя Орлова снималась в роли молодой разведчицы.
«Скворец и лира». В 71 год такой овал лица и положение бровей возможны только после подтяжки.
«Википедия»: «…она не соответствует облику молодой героини, несмотря на все усилия съемочной группы. Острословы назвали фильм “Склероз и липа”, а также “Склероз и климакс”».
Последняя острота принадлежит Фаине Раневской. Кто, как не лучшая подруга, скажет нам правду? 🙂