Далеко уже не шуточные страсти разгорелись в преддверии одной болливудской кинопремьеры. Ситуация немного напоминает ажиотаж вокруг российской «Матильды», только в более серьезных масштабах: режиссеру и исполнительнице главной роли грозят смертью.
Лидер индийской правящей партии BJP объявил, что заплатит вознаграждение в размере 1,5 миллионов долларов, любому, кто убьет индийскую актрису и режиссера. Сурайпал Сингх Аму, по-видимому, сильно не по душе предстоящая премьера эпической ленты «Падмавати», в которой актриса Дипика Падукон сыграла индуистскую королеву XIV века.
Сюжет фильма основан на легенде об индуистской королеве Падмавати, героине эпической поэмы, написанной суфийским мистиком Маликом Мухаммадом Джаяси в 1540 году. Падмавати была женой правителя раджпутов Ратана Сена (названного Равалем Ратаном Сингхом в поздних легендах). В 1303 году Аль-аддин Хильджи, могущественный мусульманский тюрко-афганский правитель Делийского султаната, осадил горд раджпутов Читторгарх. В поэме говорится, что им двигало прежде всего желание захватить красавицу Падмавати. Мужчины, оборонявшие город, бросились в последний отчаянный бой, чтобы перед смертью прикончить как можно больше врагов. А Падмавати вместе с другими женщинами города совершила ритуальное самосожжение, чтобы спасти свою честь и не попасть в руки захватчика.
(Более длинный пересказ всей истории от Владимира Гуриева — в самом конце поста)
Политик утверждает, что фильм вводит зрителя в заблуждение и оскорбляет индуистские население.
«Мы вознаградим тех, кто обезглавит их, а также заботится об их семьях», — сказал Аму в интервью India’s Asia’s Premier News. Он пообещал сорвать премьеру «Падмавати», назначенную на первую неделю декабря и предупредил кинотеатры, что они сгорят, если не откажутся от показа скандальной ленты.
Индийские правозащитники решительно отреагировали на угрозы и призвали правительство принять меры: «Это просто возмутительно, что после таких публичных заявлений властями не предпринято никаких действий, в то время, как людей в нашей стране арестовывают по самым ничтожным причинам».
Исполнительница роли Падмавати, болливудская актриса Дипика Падукон заявила, что фильм выйдет на экраны, несмотря на угрозы:
«К чему мы пришли как нация? Это шаг назад, в прошлое. Единственные, перед кем мы должны отвечать, это управление цензуры, и я уверена, что ничто не может остановить премьеру этого фильма!»
С самого начала съемки «Падмавати» шли очень непросто. Противники фильма штурмовали съемочную площадку сцены и уничтожали отснятые копии. Они возмущены тем, что режиссер фильма «искажает факты», демонстрируя романтические отношения между индуистской королевой и мусульманским оккупантом.
Кинорежиссер же отвергает все обвинения, справедливо заявляя, что сюжет ленты основан на средневековой суфийской поэме, в которой индуистская королева выбирает смерть, чтобы мусульманскому завоевателю не удалось овладеть ей.
Некоторые эксперты уточняют, что это вообще художественной произведение, и вполне возможно, что Падмавати — вовсе не исторический, а чисто вымышленный персонаж, который встречается только в фольклоре: «В Индии ведется немало споров о том, была ли Падмавати на самом деле живой женщиной или же просто вымышленным персонажем поэмы».
Правозащитники подчеркивают, что если правительство не сможет дать отпор угрозам, озвученным политиком, подобные инциденты будут повторяться всё чаще и угрожать свободе выражения мнения в самой большой демократической стране мира: «Развязывая руки и давая чувство полной безнаказанности головорезам правящей партии или людям, с ними связанными, мы готовим почву для гораздо более страшных вещей, которые могут случиться в ближайшем будущем…»
Трейлер
Вольный и длинный пересказ сюжета с подробностями, от Владимира Гуриева
«Принцесса падмавати жила на шри-ланке, была очень красива и так сильно дружила с говорящим попугаем, что ее папа напрягся и выгнал попугая из дворца.
попугай отправился в политическое изгнание в западную индию и после небольших приключений нашел работу при дворе князя по имени ратан сен, он же ратан сингх. от него ратан сен узнал о падмавати и заочно полюбил ее.
собрав 16 тысяч вооруженных друзей ратан сен отправился знакомиться. как гласит источник, он пересек семь морей (что довольно странно, потому что шри ланка, в общем-то, не очень далеко от индии) и, наконец, пришел в храм, где предался аскезе, чтобы найти любимую.
тоже не самый логичный заход, но дальше будет лучше.
падмавати тоже пришла в этот храм и сильно полюбила князя. и ушла домой тосковать.
ратан сен отвлекся от аскезы на обеденный перерыв, понял, что прощелкал девушку, ради которой приехал, и решил сжечь себя.
зайти в гости и познакомиться почему-то не пришло ему в голову. хотя, в принципе, уже по тому, как он ехал на шри-ланку, было понятно, что легких путей мы не ищем.
ну так вот, ратан сен решил совершить ритуальное самосожжение, но тут появился шива, сказал, что это пораженчество, а 16 тысяч вооруженных друзей простаивают.
и ратан сен решил завоевать королевство, все разрушить, а принцессу захватить.
план был отличный, но что-то пошло не так. папа принцессы разбил войско ратан сена, а его самого посадил в тюрьму, чтобы чуть позже казнить.
тщетны были слезы дочери, хотя, может, она и не плакала, мы не знаем.
но тут придворный бард ратан сена говорит: да вы что, как же казнить, это ж князь! из хорошей семьи!
и папа принцессы сразу такой: блин, что ж вы сразу не сказали.
в общем, рамат сена с друзьями освобождают, все танцуют и целуются, папа готовится к свадьбе и думает, куда кого посадить.
чтобы ратан сен не обижался, каждому из его воинов тоже дают по местной женщине. женщин, разумеется, никто не спросил, хотя с другой стороны, кто откажется выйти замуж за перспективного экспата.
ну, может, кто и откажется, но никто не спросил.
несмотря на военные действия, кстати, бойцов как было 16 тысяч, так и осталось.
тут бы и конец, но ратан сену пришло письмо!
в этот момент читатель узнает, что наш герой женат, и жена по нему скучает, потому что как-то он задержался в командировке.
в общем, ратан сен, падмавати, 16 тысяч воинов и 16 тысяч счастливых или не очень жен плывут обратно.
но в этот момент бог океана замечает, что ратан сен как-то слишком горд, что его жена — самая красивая женщина на земле, и решает его наказать.
ну и поскольку он не только бог океана, но еще и бог логики, он топит флот. все, кроме, собственно, полковника ратан сена и его
молодой жены, погибают, а ратан сен должен пройти тест на моральную стойкость.
дочь бога океана принимает облик падмавати и пытается его соблазнить, но ратан сена так просто не проведешь.
не знаю, как он понял. ну, т.е. она ж богиня. приняла чужой облик, все дела. мы бы с вами ни хрена не поняли, мужики, и нас бы любой
суд оправдал.
ну, почти любой, жене, конечно, не докажешь, что просто обознался.
но, в общем, он все понял, и бог океана его отпустил, наградив на прощание дарами. расстались они друзьями, про 32 тысячи утонувших упоминать было как-то неудобно.
дальше у влюбленных еще много приключений, часть из них связана с некоторым удивлением первой жены от подарков, которые
привез муж, но, в общем, важно то, что в падмавати влюбился шах по имени ала-ад-дин, но поскольку она была замужем, он начал воевать с ратан сеном, подло захватил его, все дела, а пока ратан сен был в плену, в падмавати влюбился князь соседнего княжества,
который посватался к принцессе, все равно ж муж в тюрьме.
реально популярная женщина была.
но ратан сен сбежал из плена и вызвал подлеца на поединок. в поединке они успешно убили друг друга, а ала-ад-дин снова выдвинулся
к замку, чтобы захватить падмавати и, наконец, жениться на ней.
сейчас будет очень грустно. не говорите, что я вас не предупреждал.
поняв, что замок окружен, падмавати и первая жена ратан сена вместе с другими женщинами города совершили ритуальное самосожжение.
конец.
и вот по этой истории сняли фильм.
с бюджетом в 30 млн долларов это один из самых дорогих болливудских эпиков. но внезапно далекие потомки князя решили, что
фильм порочит светлую память падмавати.
ну и все, как у нас, только круче. активисты несколько раз нападали на участников съемочной группы, однажды забросали бутылками с зажигательной смесью съемочную площадку, грозились жечь кинотеатры и так далее.
в реально существующем дворце падмини разбили зеркала, в которых по легенде ала-ад-дин увидел облик падмавати, потому что в начале XIV века не было зеркал.
ну, т.е. а если бы были, то интересно что, увидел бы?
фильм при этом, разумеется, никто не видел, поэтому конкретные претензии все время меняются, но в целом недовольство вызвано
тем, что фильм не является исторически точным — все было не так! — и порочит честь индийского народа.
за головы режиссера и исполнительницы главной роли назначена награда в несколько сотен тысяч долларов.
как будто этого было мало, пару дней назад в джайпуре нашли повешенного, рядом с которым на камне было написано «падмавати не пройдет. мы не просто сжигаем чучела, мы их вешаем». повешенный при этом самый настоящий. пока считается, что это провокация, чтобы вовлечь в конфликт еще и мусульман.
примерно в это же время стало известно, что в других странах этот фильм тоже показывать не стоит, особенно если это британия, там тоже кинотеатры сожгут.
сейчас вроде как все пытаются договориться, может, активистам дали каких-то денег, не знаю.
но самое крутое в происходящем то, что претензии к историческим ошибкам…
тут, в общем, вот какое дело.
падмавати никогда не существовала. это литературный персонаж, которого нет ни в одной хронике того времени. ее придумал поэт через двести с лишним лет после описываемых событий и, собственно, автор поэмы этого никогда и не скрывал. в тексте поэмы прямо сказано, что все совпадения с реальными историческими фигурами случайны и «смотрите, как складно я все придумал».
ратан сен и шах ала-ад-дин при этом вполне реальные исторические персонажи, и второй действительно завоевал княжество первого,
но, если верить хроникам, пощадил ратан сена и его семью и просто изгнал их из города. дальше их следы теряются.
тридцати тысячам жителям города при этом повезло меньше, их, на всякий случай, убили.
что касается дальнейшей судьбы ала-ад-дина, то он был очень успешным военачальником, захватил кучу земель, но в семейной жизни
ему не очень везло. первая жена попалась ему властная и деспотичная, да еще и шла в комплекте с такой же мамой.
то, что ал-ад-дин убил ее папу — своего дядю и тестя — тоже, конечно, не очень помогло погоде в доме, но все летописцы, которые
получали зарплату у ал-ад-дина, утверждают, что она все-таки была говняха и первая начала.
ближе к пятидесяти ала-ад-дин начал потихоньку терять память и сходить с ума от паранойи, порешил кучу своих подчиненных,
ослепил старших сыновей, убил очередного тестя, а потом умер сам.
что случилось с говорящим попугаем, мы не знаем…»