Автомобили, как говорил классик, уже давно не роскошь, а средство передвижения. Но всё же есть эксклюзивные машины, которые являются для своих владельцев предметом гордости. Именно таким оказался и раритетный Bugatti. Правда, вместо того, чтобы бегать по дорогам, он более полувека пролежал на дне озера.
Местным, живущим на озере Маджоре (Lago Maggiore), что около итальянско-швейцарской границы, хорошо известна почти мифическая история об утонувшем Bugatti.
Согласно этим рассказам, спортивный автомобиль Bugatti Type 22 Brescia Roadster 1925 года принадлежал гонщику Рене Дрейфусу, который потерял его в пьяной игре в покер в 1934 году в Париже. Новый владелец, швейцарский плейбой Адальберт Боде, поехал домой на своей добыче, но без наличных денег в кармане. Он был не в состоянии оплатить пошлину, когда его остановили на швейцарской границе. Боде ушел восвояси, оставив швейцарских чиновников распоряжаться призом, как они посчитают нужным.
В те дни девятилетний Bugatti не вызывал большого интереса, к тому же требуемая сумма налога была выше рыночная стоимости машины. Согласно правилам, она подлежала уничтожению. Таможенные чиновники решили попросту сбросить ее в близлежащее озеро. Таким образом, автомобиль надолго остался на глубине 50 метров ниже поверхности воды.
Спортивные родстеры Bugatti Type 22 собирали в итальянском городе Брешия в Италии. Автомобиль имел четырехцилиндровый 1,5-литровый двигатель и мог достигать скорости почти 160 километров в час. Для 1920-х годов это была очень быстрая машина, но спустя девять лет эксплуатации она «уже не взлетала».
История о утопленнике так прочно вошла в местный фольклор, что в 1960-х годах водолаз Уго Пиллон решил найти мифический автомобиль. Вскоре он действительно определил его точное местонахождение.
Маленькая латунная табличка в автомобиле подписана «George Nielly, 48 Rue Nollet, Paris». Утопленный Bugatti оказался зарегистрирован на это имя в 1930 году. История не сообщает, кто был этот человек.
Касательно следующего, и последнего, владельца машины, то аукционисты считают, что наиболее вероятным кандидатом является Марко Шмуклерски (Marco Schmuklerski), швейцарский архитектор польского происхождения.
Вполне возможно, что он приобрел автомобиль, учась в знаменитой Школе изящных искусств (École des Beaux-Arts) в Париже, где и встретил Джорджа Ньелли. И уже по дороге на родину господин Шмуклерски пытался провезти Bugatti без уплаты импортных пошлин. Другая теория состоит в том, что он купил автомобиль у французского туриста. В любом случае, на машине всегда стояли французские номера, а импортные пошлины не были оплачены.
Казалось, что Bugatti навсегда останется на дне озера, затянутый илом и оставаясь привлечением для дайверов. Но трагедия изменила его судьбу. Местный юноша Дамиано Тамани (Damiano Tamagni) был жестоко избит и убит, а дайвинг-клуб решил попытаться поднять автомобиль и продать его, чтобы принести пользу фонду по борьбе с насилием среди молодежи. Более тридцати добровольцев работали девять месяцев, пока Bugatti был окончательно поднят из пучины 12 июля 2009 года.
Автомобиль-утопленник был выставлен на аукционе. В Париже в 2010 году Type 22 Brescia получил максимальную ставку в размере $ 360 000 долларов — гораздо выше предварительных ожиданий. Покупатель, Mullin Museum (Окснарда, США), решил не восстанавливать Bugatti, а сохранить его в текущем состоянии. Bugatti отображается в отдельной экспозиции, которая отгорожена от остальной части коллекции. Пространство предназначено для создания интимной обстановки, и примерно повторяет минимальную освещенность, как дне озера., Это помогает зрителю лучше сосредоточиться на бесконечных подробностях, благодаря чему Bugatti Type 22 Brescia стало произведением искусства, которое обязательно нужно увидеть.
Ржавыми и битыми автомобилями сложно кого-то удивить, конечно, если это не уникальный Bugatti. Современные мастера тюнинга специально состаривают машины, делая ржавый тюнинг для новых авто. А иногда, проведя 60 лет под открытым небом, техника стареет сама, образуя настоящие лесные кладбища для ретроавтомобилей.