Посмотрите на эту картину.
Внизу справа изображён сидящий человек, держащий перед глазами некий прямоугольный чёрный предмет.
Видите?
Что это за человек — неясно, но запросто можно представить себе, что он делает селфи или листает ленту Facebook. Он смотрит на устройство в своей руке хорошо знакомым нам взглядом, будто только что прочитал последний
твит Трампа. В этом не было бы ничего особенного, если бы дело происходило в наше время.
Но эта многосоставная фреска, озаглавленная «Мистер Пинчон и основание Спрингфилда», создана на семь десятилетий раньше iPhone.
Итальянский полу-реалист, полу-абстракционист Умберто Романо закончил работать над ней в 1937 году. Фреска рассказывает о встрече английских колонистов под предводительством Уильяма Пинчона с коренными племенами покумтуков и нипмуков в конце 1630-х годов — за 200 лет до электричества.
Тем временем, дата появления первого портативного телефона известна точно: 3 апреля 1973 года, почти за 40 лет до того, как Стив Джобс впервые представил своё революционное «универсальное устройство» в 2007 году.
Иными словами, человек на картине никак не может держать iPhone.
Так что же это?
Я обратился за помощью к нью-йоркскому историку Даниэлю Крауну, автора статей о Уильяме Пинчоне. Краун говорит:
«Когда Романо писал эту фреску, в Америке был очень моден миф о “благородном дикаре”. Учитывая, что сцена повествует об основании Спрингфилда, можно предположить, что Романо попытался незамысловато изобразить первый контакт любознательных, но технически отсталых аборигенов с научно-техническим прогрессом.
С исторической точки зрения картина не выдерживает критики, потому что тут всё намешано в кучу».
Так что же это за блестящий предмет? Краун говорит, что зеркало.
Зеркала символизировали для индейцев престиж и богатство. Интересно, что их интересовали не столько собственные отражения, сколько способность зеркал отражать солнечные лучи. Поэтому их чаще всего использовали как украшения.
У Крауна есть и другое предположение: возможно, индеец держит карманное издание какого-то религиозного текста:
«Например, одно из евангелий или псалтырь. В то время было много изданий такого формата».
Доктор Маргарет Бручак, антрополог и специалист по индейским культурам, выдвигает ещё одну версию. Она считает, что индеец держит железное лезвие, повёрнутое острой стороной к ладони.
Итак: это лезвие. Молитвослов. Зеркало. iPhone в руках путешественника во времени.
В общем, каждый видит своё. И вы можете видеть в этом предмете, что хотите.
Даже Android.