Всегда надо учиться новому, если есть возможность. Эрих Мария Ремарк, «Тени в раю»
Острейшая способность к обучению — это своеобразный талант человеческого детства, определяющий гигантский потенциал развития, долголетия и творчества, — так считает большинство исследователей, изучающих способности человека.
Способности к обучению заложены в самой природе человека, в механизме его развития.
Развитие мозга ребенка завершается к шестилетнему возрасту. Однако функциональной зрелости мозг достигает лишь к концу отрочества. Развитие мозга сопровождается созданием “незанятых” нейронов, своеобразного резерва, который может быть использован в дальнейшем процессе. Те нейроны, которые оказались “незагруженными” в повседневной жизни, отмирают. За весь период развития мозг теряет до 3 % всех нейронов. “Резервные” нейроны не могут образовать достаточного количества дендритных ветвей и обеспечить себя полноценным информационным “входом”, т. е. достаточным уровнем энергии, и разрушаются.
Начиная с 25-летнего возраста и особенно после 45 лет ежедневно отмирают десятки тысяч нервных клеток. В процессе старения может наблюдаться и более выраженное явление — полное разрушение некоторых отделов мозга, что влечет за собой развитие старческого слабоумия. Гибель нейронов — это результат не только “обедненной” социальной среды, но и отсутствия целенаправленной работы над собой, отсутствия сенсорной и интеллектуальной нагрузки. Мозг сохраняет себя только путем беспрерывной напряженной работы. Безделье, незагруженность убивают мозг, старят его.
Старость — это в значительной степени бездеятельная зрелость. Об этом удивительно просто сказал Ч. Дарвин: “Если бы мне пришлось вновь пережить свою жизнь, я бы установил для себя правило читать ежедневно какое-то количество стихов, и быть может, путем такого управления мне удалось бы сохранить активность тех частей моего мозга, которые атрофировались”.
Сохраняет ли нейрон способность к возобновлению своих функций? Оказывается, сохраняет, по крайней мере — некоторые из нейронов. Именно с сохранением нейронами способности к росту и к новому ветвлению связана сохраняющаяся практически на всю жизнь способность к обучению и, следовательно, возможность компенсаторного переключения функций. Сегодня доказано, что способность к росту нейронов коры больших полушарий головного мозга может проявляться и после 70 лет.
Как видим, развитие способностей к обучению зависит от качества врожденных нервных механизмов психической деятельности, от степени тренированности самих мозговых структур, участвующих в осуществлении познавательных процессов, от качества наличных знаний и умений и, что особенно хочется подчеркнуть, от активной, целенаправленной работы над собой. Поэтому вдвойне прав Е. И. Гарбер, определивший способности как “умения получать умения”.
В структуру обучаемости входят не только познавательные процессы, но и эмоционально-волевые. Восприимчивость к обучению во многом зависит от активности личности.
В то же время, многие взрослые люди действительно испытывают трудности с обучением. В большинстве случаев это связано с неготовностью к изменениям и с психологическими причинами: беспокойством о своем авторитете, боязнью выглядеть некомпетентными в глазах окружающих, несоответствием собственного образа «солидного человека» традиционно понимаемой роли ученика (нежеланием «вернуться в детство», «сесть за парту»). Сегодня сложность обучения взрослых усугубляется еще и тем, что все они испытали на себе воздействие старой педагогической парадигмы, со всеми присущими ей недостатками, такими как: догматический тип обучения, лекционная форма проведения занятий, отрыв обучения от жизни, преобладание технократического мышления.
В интернет-образовании, популярность которого стремительно растет, учебный процесс организован так, чтобы ученики становились соавторами процесса собственного обучения. Оно отличается от традиционного обучения и максимально подходит зрелым людям — дает им возможность получить новые знания, навыки и умения, не чувствуя себя при этом скованными своим возрастом.
Вот некоторые правила по развитию памяти и обучаемости:
1. Верьте в свои силы!
2. Следует иметь установку на запоминание.
3. Поддерживайте максимальный интерес к выполняемой задаче.
4. Знайте особенности своей памяти.
Для развития зрительной памяти:
- при восприятии на слух фиксируйте материал на бумаге;
- читайте сами;
- подчеркивайте текст карандашом по своей системе обозначений;
- пользуйтесь наглядными пособиями;
- слуховой памяти:
- чаще слушайте других;
- читайте сами вслух;
- работайте в тихих помещениях;
- рассуждайте вслух.
Для развития моторной памяти:
- работая, конспектируйте материал;
- рисуйте таблицы, графики, диаграммы
Разрабатывайте сами и применяйте мнемонические приемы запоминания. Например:
1. Образовывайте смысловые фразы из начальных букв запоминаемой информации.
2. Ритмизируйте — переводите информацию в стихи, песенки, в строки, связанные определенным ритмом или рифмой.
3. Запоминайте длинные термины с помощью созвучных слов (например, для иностранных терминов ищут похожие по звучанию русские слова. Так, чтобы запомнить медицинские термины “супинация” и “пронация”, используют созвучную и шуточную фразу “суп несла и пролила”).
И главное — верьте в себя, сколько бы лет вам ни было: под сорок или за шестьдесят!