Родион Щедрин и Майя Плисецкая.
История знает массу случает, когда встреча двух талантливых людей разжигает искру страсти и яркий, но весьма непродолжительный роман. Но случается, что встречаются два невероятно талантливых человека, которых объединяют не только пылкие чувства, но и общие жизненные увлечения, близкие взгляды на жизнь. Это встречи на всю жизни. Именно такой и стала встреча балерины Майи Плисецкой и композитора Родиона Щедрина.
Они встретились, чтобы больше не расставаться. Их семейный и творческий союз просуществовал почти шесть десятилетий, подарив миру настоящие шедевры мирового искусства, которые признаны мировым достоянием.
Композитор и балерина
Майя Плисецкая на сцене.
Шел 1955 год. Гостиная неординарной женщины Лили Брик, на тот момент супруги Василия Катаняна, был полна людей. Среди приглашенных на музыкальный вечер оказались молодой композитор Родион Щедрин и талантливая балерина Майя Плисецкая. Развлекая гостей, Щедрин сел за инструмент и проникновенно исполнил несколько вещей. Плисецкая пришла на вечер немного развеяться, она переживала развод с мужем (брак продержался всего три месяца).
Ее впечатлило великолепное исполнение произведений Шопена и «Левого марша». Но в тот день Купидон, похоже, забыл лук и стрелы — балерина обратила внимание на талантливого музыканта, но не более того. После окончания вечера Щедрин предложил подвезти домой французскую пару и заодно пригласил в автомобиль понравившуюся рыжеволосую балерину. Хитро выбрал маршрут, чтобы высадить Плисецкую последней. На прощание балерина обратилась с просьбой к новому знакомому привезти для работы ноты мелодии из фильма «Огни рампы».
Майя Плисецкая и Родион Щедрин: это любовь!
Щедрин с радостью выполнил заказ Плисецкой, но с новым танцем ничего не вышло. Композитор обиделся и даже отказался прийти на день рождения балетной примы. Следующая встреча состоялась только через три года. Разумеется, они, как люди, вращающиеся в искусстве, эпизодически встречались, здоровались и расходились. Щедрин обращал внимание на элегантно одетую Балерину, появлявшуюся в сопровождении ухажеров, но роман как-то не складывался.
Любовь у балетного станка
Супруги за работой.
1958 год. Популярному композитору Родиону Щедрину руководство Большого театра заказало написать музыку к новому балету «Конек-горбунок». Работа предстояла серьезная, маэстро нужно было вдохновение. И тогда хореограф Радунский пригласил композитора прийти в Большой театр и посмотреть на репетиции балерин. Заглянув утром в балетный класс, Щедрин увидел у балетного станка Майю, на балерине было обтягивающее трико, подчеркивающее ее прекрасную фигуру и грациозность, и влюбился. Позже композитор вспоминал, что был поражен красотой балерины, ее стройностью, шикарными волосами и проникновенным взглядом. Восхищенный музыкант предложил балерине прогуляться, Плисецкая согласилась. Начался роман длиною в полгода.
После спектакля.
Они встречались, он посещал все ее выступления в Большом театре, а по окончанию увозил на машине домой. В то время Плисецкая переживала не самое лучшее время. Ей инкриминировали шпионскую деятельность, за ней постоянно следили люди в штатском. Временами балерина была не грани морального срыва. Щедрин решил, что сейчас любимой женщине нужна поддержка и крепкое мужское плечо, и увез ее в отпуск в Карелию. По возвращению они отправились в ЗАГС и расписались 2 октября 1958 года. Во время росписи работница Дворца бракосочетаний пожелала брачующимся «состариться на одной подушке». Плисецкая и Щедрин в полной мере исполнили это пожелание.
Больше полвека семьи
И музыка в подарок!
Роман, начавшийся в стенах Большого театра, длился пятьдесят семь лет. И все эти годы музыка, балеты, взаимопонимание и большая любовь. Многие свои произведения Щедрин писал специально для жены и предпоносил ей в качестве подарков, а она блистала в партиях, написанных для её мужем.
Разумеется, композитор преподносил своей жене цветы, по особым случаям и в дни совместных дат, но больше всего Плисецкая любила слушать новые произведения мужа. А для него самым лучшим подарком были ее потрясающие танцы и бесконечное внимание. Они идеально подходили друг другу и подходили друг другу и в творчестве и в жизни. Плисецкая всегда отличалась непростым характером, но при этом была отходчивой. А Щедрин всегда был терпелив и внимателен к жене. В одном из интервью Щедрин сказал, что секрет их долгой и счастливой семейной жизни заключался в общем деле, интересах и в отсутствии времени на ненужные споры и обиды.
Вместе через годы.
Настал день, когда великая балерина Майя Плисецкая покинула этот мир, оставив завещание: «Тела наши после смерти сжечь, и когда настанет печальный час ухода из жизни того из нас, кто прожил дольше, или в случае нашей одновременной смерти, оба наши праха соединить воедино и развеять над Россией».
Майя Плисецкая и Родион Щедрин: всегда вместе.