Если бы кому-нибудь пришло в голову выбрать самый узнаваемый советский автомобильный бренд, то «Запорожец» стал бы претендентом номер один.
Эти авто вряд ли когда-нибудь были предметом гордости. Зато с узнаваемостью у них все в порядке. Да и в фольклоре «Запорожец» сразу занял достойное место.
Самый первый «Запорожец» должен был называться «Москвичом». Эту машину во второй половине 1950-х годов спроектировали конструкторы Московского завода малолитражных автомобилей. Однако советское правительство решило развивать автопром на Украине, поэтому производство новой модели, получившей официальное обозначение ЗАЗ-965, было организовано в Запорожье на заводе «Коммунар». В серию ЗАЗ пошел в 1960 году.
В народе ЗАЗ-965 сразу же прозвали «горбатым» — за форму кузова. На самом деле ничего оригинального в таком дизайне нет. «Горбатая» внешность была скопирована с итальянского FIAT 600, что никем в общем-то и не скрывалось.
«Горбатый» оказался единственной моделью ЗАЗа, на которой имелся шильдик с названием машины. Соответствующая надпись украшала передок автомобиля, причем была сделана по-украински, с мягким знаком на конце. Более поздние «запорожцы» не совсем настоящие — на них в лучшем случае писали порядковый номер модели, а эмблемы могли размещаться в самых неожиданных местах. Например, надпись «968А» (соответствует одноименной модели) украшала крышку бардачка.
Главное отличие «запорожцев» от всех прочих советских легковых автомобилей — расположение двигателя позади пассажирского салона. Такая компоновка была популярна в Европе 50-60 лет назад. На ЗАЗ-965 ставились сделанные в Мелитополе двигатели мощностью не более 27 «лошадей». Теоретически «горбатого» можно было разогнать до 90 км/ч, ЗАЗ-965, как и все последующие «запорожцы», вовсе не был дешевой и общедоступной машиной.
В конце 60-х «Запорожец» стоил почти две тысячи рублей, а в 80-е цена ЗАЗ-968М превышала четыре тысячи рублей и примерно равнялась двум годовым зарплатам среднестатистического советского гражданина. Однако инвалиды Великой Отечественной войны имели право получать «запорожцы» с ручным управлением бесплатно, но без права продажи. Многие ветераны сами за руль не садились и отдавали льготные автомобили родственникам.
«Горбатого» сняли с конвейера в 1968 году. А годом раньше завод «Коммунар» освоил производство второго поколения «запорожцев» — ЗАЗ-966. Новая машина внешне разительно отличалась от предшественника, но, как ни странно, старый двигатель от ЗАЗ-965 ей подходил. Кроме старых моторов на ЗАЗ-966 ставили и новые мощностью 40 л. с.
Самый заметный элемент дизайна ЗАЗ-966 — торчащие по бокам «уши», то есть воздухоуловители. Без них работающий по принципу воздушного охлаждения двигатель стал бы перегреваться. Из-за особенностей системы охлаждения «запорожцы» почти не поставляли в некоторые южные республики СССР. В Грузии этих машин не было ввиду неподходящего климата, а вовсе не потому что, как утверждалось в советских анекдотах, местное население считало зазорнымпользоваться «запорожцами».
В отличие от ЗАЗ-965, у «ушастика» не было прямого зарубежного аналога. ЗАЗ-966 похож на немецкие NSU Prince 1961 года и американский Chevrolet Corvair 1959-го года, но не являлся их копией. В начале 60-х малолитражки с заднемоторной компоновкой были в моде и их выпускали многие автопроизводители — от Mazda до BMW. Разница между ЗАЗом и «иностранцами» была не только в качестве сборки, но и в том, что в Запорожье освоили выпуск заднемоторных седанов, как раз когда западные автоконцерны начали сворачивать их производство.
Плюсом ЗАЗ-966 был 19-сантиметровый клиренс, позволявший эксплуатировать автомобиль в условиях тогдашнего сельского бездорожья. Один из недостатков — чрезмерная прожорливость. Расход топлива у 40-сильного ЗАЗ-966 приближался к 10 литрам на 100 км, что для малолитражки явный перебор. Бензин в 70-е годы в Советском Союзе был дешевым, литр А-76 стоил 10 копеек. Но купить его было не так просто — даже в областных центрах частников обслуживали две-три заправки, на которых топлива могло и не оказаться.
В конце 1960-х годов на базе ЗАЗ-966 были созданы сразу два внедорожника, выпуск которых начался в Луцке. Первый — ЛуАЗ-967 — был сугубо военным автомобилем и предназначался для воздушно-десантных войск. Машина была приспособлена для спуска на парашюте и умела плавать.
Второе авто — ЛуАЗ-969 — было гражданским. Поскольку «Ниву» к тому времени еще не изобрели, а ГАЗ-69 и УАЗ-469 в частное пользование почти не продавали, то ЛуАЗ оказался единственным полноприводным автомобилем повышенной проходимости, который могли приобрести жители СССР.
Как и у ЗАЗ-966, у ЛуАЗов не было прямых иностранных аналогов. По классу эти автомобили являются родственниками маленького джипа Suzuki Jimny, который использовался в качестве военной машины армиями десятка стран.
Что же касается ЗАЗ-966, то после рестайлинга 1972 года автомобиль получил новый индекс ЗАЗ-968. Внешних отличий от предыдущей модели оказалось немного — появился сигнальный фонарь, предупреждающий о движении задним ходом и изменилось оформление передней части автомобиля. На этой модели «Запорожца» стали устанавливать ремни безопасности.
Один из ЗАЗ-968 в 1970-е годы принадлежал семье Владимира Путина. Несколько лет назад это авто было восстановлено и передано российскому президенту.
Следующий апгрейд «Запорожца» датируется 1979 годом. Машина, получившая не очень лестное прозвище «мыльницы», потеряла «уши». По замыслу конструкторов для нормального охлаждения двигателя было достаточно щелевых отверстий на крышке капота и задних крыльях. Внешне эти отверстия очень напоминали жабры.
Судя по всему, идея с заменой «ушей»«жабрами» не сработала. Владельцы новых ЗАЗ-968М дружно принялись украшать зад своих автомобилей самодельными воздухоуловителями. Чаще всего к «жабрам» на капот привинчивались большие, сделанные из жести коробки. После их установки автомобиль приобретал законченный колхозный вид.
На фоне потери «ушей» все другие новшества в конструкции ЗАЗ-968М казались пустяками. Между тем автомобиль получил новые передние фары, увеличенный багажник и стоп-сигналы, похожие на те, что устанавливались на некоторые модели «жигулей». На часть «запорожцев» ставили 50-сильные двигатели, позволявшие разгонять автомобиль до 130 км/ч и работающие на более дорогом бензине АИ-93.
ЗАЗ-968М продержался на конвейере рекордные для «запорожцев» 15 лет и был снят с производства только в 1994 году. Машину продолжали делать во многом из-за социального фактора — ее модификации с ручным управлением выдавали инвалидам еще несколько лет после распада СССР.
На ЗАЗ-968М история бренда «Запорожец» закончилась. Следующие модели Запорожского автозавода именовались уже по другому. В 1987 году начался выпуск ЗАЗ-1102, получившего политизированное по сегодняшним меркам название «Таврия». Это были переднеприводные трехдверные хетчбэки примерно одного класса с итальянским FIAT 127 и немецким Volkswagen Polo первого поколения.