Дети Истории Отношения Родители

Как воспитать раба в домашних условиях

1200-630 kопировать

Вы наверняка видели это тысячи раз. Например, идёте по улице, а впереди мама с сыном. Ну ребёнок бегает-прыгает, понятное дело, иногда и поперёк дороги. И как только мама замечает, что он пересекает линию Вашего предполагаемого пути, она спешно произносит:отойди, не мешай, видишь – дядя/тетя идёт.

На кассе – ребёнок играет машинкой на ленте для продуктов, пока мама расплачивается. Я подхожу с булкой хлеба: «Вася, отойди, ты дяде мешаешь!»

1

Или более острая версия:

В Казани поднялись с женой на кремлёвскую башню. На смотровую площадку ведёт высокая узкая лестница внутри башни, площадка маленькая. Смотрим, фотографируемся.

Чуть позже поднимается девочка лет пяти (по крутой лестнице!), сзади папа её окрикивает: «не лезь, там люди!» Девочка замирает с испуганными глазами. Что в ней сильнее: страх папы, страх высоты, страх помешать людям?

Говорю папе, пропуская девочку: что Вы! Это мы ей помешали….

Папа(шутливо): да всем она мешает постоянно!

2

Что это? Как это? Почему?

За какие такие грехи эта милая пятилетняя девочка регулярно узнаёт, что она – мешающий элемент? Её потребности ничего не значат? Её чувства (страх высоты на лестнице) не интересуют даже папу? В каждый момент ей нужно быть бдительной – чтобы не помешать взрослым.

Думаю, у неё есть все шансы, чтобы и во взрослой жизни стараться жить так, чтобы никому не мешать: учительнице, которая раздаёт подзатыльники, чиновнику, который берёт взятки, мужу, который изменяет.

«Отойди! Не мешай!»

Как будет добиваться целей человек, который привык уступать дорогу всем, всегда, по любому поводу?

Я не идиот, я понимаю: детей нужно учить быть внимательными к окружающим. Я более десяти лет работаю с детьми – я знаю, что они могут быть не аккуратными и даже (невольно) опасными для себя или окружающих. Да бывают, а взрослые что ли нет?

В нашем сознании действует какая-то презумпция детской виновности. Если на дороге пересекаются пути взрослого и ребёнка, то ребёнок обязан уступить. Обязан.

Почему? Тут даже ультраоптимистичное «молодым везде у нас дорога» перестаёт работать. Разве не логично предположить, что взрослый (с более развитым вниманием) предугадает столкновение – и обойдёт. Или ребёнок – пусть даже поздновато заметив угрозу– получит опыт взаимодействия с прохожими?

 

3

Нет, эту функцию тотально забирают себе родители: «Отойди! Не мешайся! Аккуратнее! Стой смирно! Пропусти!» Интересы взрослых всегда априори значимее. У ребёнка просто не остаётся пространства для управления собой…

А ведь внимательности можно учить! Кто будет взрослому человеку подсказывать, что стоит подвинуть свои покупки на кассе? Никто, кроме него самого.

Можно подсказать ребёнку: «посмотри, сзади идёт человек». Или: «Вася, давай дадим дяде положить хлеб на ленту». Или: «извините, что помешали – мы с дочкой сейчас пролезем – и вы сможете сфотографироваться»

Чем бы закончить? Воззванием, что ли.

Люди! Ваши дети мне совершенно не мешают! Если помешают – я скажу, правда! Быть может, Вы проецируете какие-то свои страхи и тревоги?

Страх быть неумелой матерью или ощущение того, что ребёнок мешает Вам – развиваться, отдыхать, быть собой?

И это уже заявка, но об этом – в других статьях и заметках.

Источник