Большинство мальчишек советских времен мечтали стать космонавтами, летчиками, военными, представителями других профессий, которые были на слуху и которыми гордились их обладатели, чаще всего родители.
Но некоторые шли по пути настоящего для тех лет предпринимательства, становясь водителями таксопарков. Нужно сказать, что сделать это можно было не так просто, как в наши дни, имея только права на вождение легкового автомобиля. Советский таксист должен был иметь кроме водительского удостоверения еще и достаточный опыт работы, после которого ему присваивалась классность. Таксистами брали только водителей, получивших самый высший, первый класс, профессионалов своего дела.
Наверное этим и объясняется достаточно раскованная езда таксистов, и их умение занять на дороге то место, которое нужно им, не обращая внимания на «чайников», путешествующих рядом.
Часть машин оборудовалась рациями, для возможности заказать такси по телефону. Это в советские времена было достаточно проблематично, потому что таксисты не любили ездить по вызову, что предполагало достаточный над ними контроль. Водители предпочитали «свободную охоту» на пассажира, на которой можно было и план сделать, и заработать себе на хлеб с маслом.
Проконтролировать такого вольноопределяющегося таксиста со стороны начальства автоколонны не представлялось возможным, да начальство и не вникало в то, каким образом их подчиненные делают план для предприятия. Главное – отсутствие жалоб клиентов и сумма, которая сдается в бухгалтерию.
Автопарки неплохо снабжались государством, машины списывались из-за выработки ресурса уже через два года, и часто сотрудникам автоколонны можно было выкупить автомобиль по остаточной, смешной для тех времен стоимости.
К тому же, такой выкупленный автомобиль, по договоренности, можно было привести в идеальное состояние прямо в мастерской предприятия, так как запчасти для «Волг» поставлялись в достаточном количестве.
Во время смены таксисты часто попросту обманывали пассажиров, таких уловок у них было очень много.
Самая простая – не сбрасывать счетчик после предыдущего клиента. Водители были хорошим психологами и замечательно ориентировались, когда и с кем можно провернуть такую нехитрую комбинацию.
Торговля спиртным – еще один вид заработка таксисов. Наценка за бутылку во «внеурочное» время была, как минимум, двойная, а это, согласитесь, достаточно серьезная сумма «приработка».
«Двойной счетчик» — одна из любимых способов «сбить» с клиента деньги. Таксист мог по своему усмотрению отказаться от поездки по «невыгодному» маршруту, мог сыграть на том, что человек опаздывает на поезд или самолет, еще одна категория, которую несложно было «развести» на деньги таким образом – ухажеры, желающие блеснуть перед своей дамой своим достатком.
В портовых городах любимыми клиентами таксистов были моряки, вернувшиеся из рейса. Деньги просто жгли морским волкам карманы, и они щедро одаривали водителей чаевыми. Были и такие случаи, когда моряк просто хотел почудить и брал две машины одновременно – одну для себя, а другую – для своих чемоданов. Такой «кортеж» тоже обычно оплачивался по двойному тарифу, с этим у моряков никогда не было проблем.
Но были у таксистов и некоторые сложности, организационного, так сказать, порядка. Хочешь новую машину вне очереди – нужно решить этот вопрос с начальником колонны. Пришла новая резина, а у тебя еще нет нужно пробега? Вопрос тоже решаемый, на этот раз с механиком и кладовщицей. Платили «мзду» таксисты и мойщикам, и слесарям, не обижали вниманием даже сторожей, а те добросовестно «отрабатывали» свои «комиссионные», как правило прогревали машины в холодное время года, и прибывший «шеф» садился и выезжал на улицы города уже через минуту.
Профессия таксиста очень своеобразная, иногда она связана и с рисками, но все равно, и в советские времена, и в наши дни это достаточно распространенная профессия, позволяющая неплохо заработать.