Почему один малыш понимает математику, а второй нет? А с чего это вдруг у самых обычных родителей рождаются дети, которые в три года пишут картины? И как не упустить гениальность своего ребенка?
Хоть и говорят,что на детях гениев природа отдыхает, это не так. Да, у талантливых людей не обязательно рождаются одаренные в той же области дети. Но практически у всех гениев есть талантливые родственники. Замечательные способности могут оказаться как у рано развивающихся детей, так и у тех, кто в детстве ничем не блистал. Поэтому первая зацепка, которая поможет выяснить: одаренный ребенок или нет, проанализировать наследственность.
Как определить способности ребенка?
Родители – первые, кто замечает одаренность ребенка, хотя это не всегда легко сделать, так как не существует какого-то стереотипа одаренности – каждый ребенок проявляет себя и свои способности по-своему. Чаще всего одаренность остается не замеченной в семьях, где ребенок первый или единственный или где все дети отличаются способностями и более одаренный ребенок воспринимается как обычный.
А что сами дети?
У одних одаренных малышей понимание собственного отличия может прийти рано. У других осознание своих особых способностей впервые происходит в школе и сопровождается неизбежным сравнением себя с другими детьми.
Признаки одаренности ребенка до трех лет
- Один из самых ранних показателей одаренности – умение сосредоточиться на одном занятии. И довести его до совершенства. Не думай, что префекционизм присущ только взрослым. Высокая увлеченность делом и стремление доводить все до полного совершенства – это черта талантливых детей.
- Любопытство. Всепоглощающее любопытство! Сильнейшая сторона одаренных детей.
- Одаренные дети всегда добиваются успеха в деле, которое начали, а некоторые – выдающихся результатов. Еще один редкий случай.
- Великолепное чувство юмора. Дети так много видят, их воображение так живо, они так активны — и потому обнаруживают вокруг так много несуразного и смешного.
Эксперимент: Как проверить талант ребенка?
Опыт с музыкой
Вундеркинда от обычного малыша отличают особые качества памяти: беглость, гибкость, оригинальность, точность, законченноость.
Рассмотрим, на примере музыки. Малыш играет кубиками и напевает песенку.
- Обычный ребенок поет одну и ту же фразу, повторяя ее бесконечное число раз.
- Одаренный, закончив одну мелодию, переходит к другой.
Включи музыку
- Обычный ребенок не прекращает игры с кубиками и продолжает петь свою песенку.
- Одаренный остановит игру, перестанет петь, послушает мелодию и подпоет.
Понаблюдай
- Обычный малыш поет только то, что поешь ему ты или бабушка.
- Одаренный напевает мелодии собственного сочинения.
Прислушайся
- Обычный малыш всегда поет одинаково, не импровизирует.
- Одаренный интерпритирует мелодии и меняет голоса: то споет, как мышка, то, как бабушка. То ускоряя темп, то замедляя.
- Обычный малыш прервет мелодию при смене занятий (например, чтобы принести очередную порцию кубиков)
- Одаренный не прервется, а сделает все одновременно.
Области одаренности
Итак, ты подозреваешь в своем ребенке выдающие способности… В какой области?
- Лингвистическая;
- Музыкальная;
- Логико-математическая;
- Пространственная (очень похожа на математическую, но если в математике оперируем абстрактными объектами, то здесь реальными);
- Телесно-кинестетическая (качественное и быстрое формирование двигательных навыков, в том числе,мекой моторики).
Таланты детей отличаются друг от друга по видам одаренности, структуре, по форме проявления в зависимости от пола, возраста и индивидуального психического опыта малыша. И не исключено, что маме, родителям, семье не справиться с таким заданием, как выявление у ребенка таланта. Но что точно укажет на одаренность, так это азарт и увлеченность ребенка тем или иным делом.
Врожденная одаренность ребенка проявляется в том, что малыш сам ищет возможность смены впечатлений в какой-то области. Его интересует любая специфическая информация. Он испытывает радость от процесса, от деятельности, совсем не интересуясь результатом. Если же ты, воспитатель или другие взрослые, которые занимаются с ребенком, на чье мнение он ориентируется, подменяют ему цель, подставляя результат вместо процесса, то детский талант гаснет. Как говорится, не лови рыбку за ребенка, дай ему удочку!
Наибольшее удовольствие ребенок должен получать от того, как он делает свое дело.
2 стратегии работы с одаренными детьми
Ускорение основано на том, что ребенку в области его одаренности дают больше знаний, чем обычным сверстникам. Одновременно с этим у вундеркинда активно развивают специальные навыки, обслуживающие проявления таланта.
Стратегия обогащения приносит результаты не раньше школьного возраста. Она не отрывает ребенка от сверстников. Дополнительная работа заключается в том, что на занятиях ребенок получает не новую информацию, а более сложный материал. Главное внимание уделяется не расширению кругозора, а развитию интереса к творчеству.
Что нужно сделать родителям:
- Создать ребенку безопасный уютный мир.
- Поддерживать способности ребенка к творчеству и проявлять сочувствие к неудачам. Избегай неодобрительной оценки творческих попыток ребенка.
- Будь терпима к странным идеям, уважай любопытство, вопросы и мысли ребенка. Старайся отвечать на все вопросы, даже если они кажутся весьма необычными.
- Оставляй ребенка одного и позволяй ему, если он того желает, самому заниматься своими делами.
- Помогай ребенку учиться строить совю систему ценностей, чтобы он мог уважать себя и свои идеи наряду с другими идеями и их носителями.
- Помогай ему переживать разочарование и сомнение (см. пункт 1), когда он остается один в процессе непонятного сверстниками творческого поиска.
- Помоги ребенку разглядеть в себе творческую личность.
- Поддерживай разумный авантюризм ребенка, не упрекай, если в процессе познания он опирается на риск и интуицию.
- Создавай необходимую для творчества атмосферу.
- Непременно постарайся найти ребенку товарища такого же возраста и таких же способностей: для школьника важно иметь друга. Знай, что если ребенок в дошкольном возрасте слишком увлекается своими занятиями и не имеет друзей, значит, он не нашел себе равных.
Испытание для родителей
Говорят, гениальность — не столько дар, сколько испытание. И не только для одаренного малыша, а в первую очередь для тебя, всей вашей семьи.
Знаешь такую теорию о том, что ребенок сам выбирает, в какой семье ему родиться? Он что-то должен объяснить родителям, научить чему-то. Якобы, у жизни попросту не остается других способов растолкать взрослых и заставить их думать, как благодаря любимому, важному ребенку. («Синюю птицу» читала?)
«Это сказка. Верить в которую, значит верить в судьбу, карму и т.д., а жизнь прагматична и материальна», — скажешь ты и будешь права, но не совсем. Хочешь — не хочешь, но такой подход позволяет взглянуть на своих детей, как на загадку, найдя ключ к которой, можно познать лучше и себя. Да и вообще, разгадывать и познавать ребенка, а не просто жить рядом с ним, удовлетворяя его базовые потребности, не тот ли подход, к которому стремятся все? Просто не у всех получается.
Исключительные способности ребенка — это ли не повод присмотреться повнимательнее и к себе?