С началом нового учебного года перед школьниками и их родителями вновь встает множество задач и проблем: взрослым нужно организовать свое время и время своего ребенка так, чтобы тот
не опаздывал на первый урок, посещал все необходимые дополнительные кружки и секции, делал домашнее задание, получал хорошие оценки, а также не забывал правильно питаться и хотя бы иногда высыпался.
Перед детьми стоит задача не менее сложная: им необходимо все эти требования выполнить.
Учиться меньше, да лучше
Как показывает опыт множества семей, в XXI веке расписание дня ребенка может быть забито не менее плотно, чем график его родителей. Однако всегда ли долгие часы, проведенные за партой, гарантируют твердые знания? Американские исследователи Марк Андерсон (Университет штата Монтана) и Мэри Уолкер (Государственный университет Джорджии) доказали, что это не так.
В одной из американских школ возникла необходимость сократить экономические издержки на ее содержание, вследствие чего властями было принято решение сократить учебную неделю обучающихся в младших классах детей до четырех дней. Чтобы узнать, не скажется ли такое изменение учебного графика на успеваемости детей, исследователи анализировали, как изменятся результаты тестов по математике и английскому языку у участвующих в опыте школьников.
Оказалось, что на изучение языка сокращение учебной недели и увеличение количества уроков в день никак не влияют. А вот результаты тестов и контрольных работ по математике улучшились.
Пока ученые не могут точно сказать, с чем это связано, но предполагают, что все дело в психологии: дети так воодушевляются перспективой трехдневного отдыха, что начинают заниматься более усердно.
Головная боль и сон
Как отмечают нейрофизиологи, количество обращений к врачам в связи с головными болями возрастает в течение школьного года. Ученые из Общенационального детского госпиталя(Nationwide Children’s Hospital) в штате Огайо проанализировали 1300 случаев за 2010–2014 годы и выяснили, что пик жалоб приходится на осень. В исследовании учитывали пациентов школьного возраста — от 5 до 18 лет.
«Мы обнаружили, что чаще всего на головную боль жалуются мальчики 5–9 лет. С возрастом количество жалоб существенно сокращается. Что касается девочек, то у них первые мигрени появляются в период полового созревания.
Сохраняются они, к сожалению, и во взрослом возрасте», — комментирует ведущий автор исследования Энн Пакалнис.
Ученые утверждают, что существует несколько причин головных болей и мигрени. Среди них ключевую роль играют изменение распорядка дня, дополнительные кружки и секции, стресс в школе, недостаток сна и физических упражнений.
Усталость и недосып вызывают не только головные боли — они еще и несут ответственность за плохие оценки. Испанские ученые выяснили, что учащимся начальных классов спать необходимо не менее девяти часов в сутки. Исследование было опубликовано в журнале Cultura y Educación.
Ученые попросили родителей 142 школьников начальных классов (65 девочек и 77 мальчиков) ответить на вопросы о режиме дня своих детей. В результате работы выяснилось следующее: несмотря на то что все дети спали около восьми часов в сутки, 69% из них возвращались домой после 21 часа минимум три раза в неделю. Четыре дня в неделю дети ложились спать позже 23 часов.
Исследователи утверждают: те школьники, которые спали 9–11 часов в сутки и соблюдали режим дня (всегда ложились и вставали в одно и то же время), демонстрировали гораздо лучшую успеваемость, чем те, кто спал 8–9 часов в сутки. Как утверждают авторы исследования, наиболее сильно от недосыпа страдает изучение языка: дети хуже воспринимают грамматические и орфографические правила, их коммуникативные навыки снижаются.
Учиться помогать
То, что помощь родителей в процессе освоения нового материала и подготовке домашних заданий играет огромную роль в успехах детей, не подлежит сомнению. Но, оказывается, помогать тоже надо уметь. Несколько недель назад журнал Psychological Science опубликовал статью, в которой говорится: в некоторых случаях помощь родителей может сделать ситуацию с оценками только хуже.
В эксперименте принимали участие 438 детей, обучающихся в первом и втором классах, а также их родители. В начале учебного года ученые спрашивали у детей об их отношении к математике, а также анализировали первые оценки, полученные по этому предмету.
Родители юных участников эксперимента также отвечали на вопросы о своих отношениях с математикой в школьные годы. Исследователи уделяли внимание и тому, как часто мамы и папы помогают своим детям выполнять домашнее задание по математике.
В результате работы выяснилось:
если родители не любили математику и, помогая ребенку с выполнением домашней работы, постоянно ему об этом говорили, это существенно снижало успехи ребенка в изучении предмета.
Ведущий автор исследования Эрин Мэлони из Чикагского университета предупреждает всех взрослых: если они не хотят, чтобы их дети не смогли раскрыть свой потенциал в освоении точных наук, не стоит рассказывать им о собственных неудачах в этой сфере.