Редакция FeelFeed решила рассказать об одной из главных картин в творчестве великого русского художника-живописца Ильи Репина — «Бурлаки на Волге».
Картина в 1873 была отправлена на Всемирную выставку в Вене и вызвала огромный скандал на родине.
Картина «Бурлаки на Волге» Репин 1873 год
Сам Репин вспоминает, что замысел картины возник ещё в 1869 году, когда он был на Ниве. 25-летний ученик Академии художеств был так впечатлен бурлацким трудом, что почти сразу сделал первый акварельный эскиз.
Бурлацкий труд был широко распространен в городах России XVI-XIX веков. Это были наемные рабочие, которые с помощью бечевы тянули речные суда против течения. Бурлаки объединялись в артели по 10-45 человек и так отрабатывали сезон. В бурлаки шли, как правило, бездомные и бродяги. Иногда в их числе были крестьяне, которые вынужденно шли на такую работу, из-за нужды и плохих урожаев.
«Бурлаки на Волге». Эскиз-вариант 1870
На картине хорошо видна иерархия наемных рабочих: в передней лямке всегда шел сильный и опытный бурлак, который и устанавливал ритм движения. За ним шли «кабальные» и только потом «усердные». Чтобы все бурлаки шагали в ногу, запевали песни, иногда просто выкрикивал слова.
Несмотря на тяжелый труд, бурлак за сезон (весной или осенью) мог заработать столько, чтобы порядка полугода жить безбедно.
Репин в передней лямке изобразил Канина – расстриженного священника, подавшегося в бурлаки. С ним художник познакомился на Волге. Все герои картины Репина имели свои прототипы. У художника даже сохранились эскизы, на которых каждый из героев изображен в отдельности.
И. Репин. Бурлаки на Волге. Фрагмент
Скандал же был вызван тем, что именно именно эту картину отправили на Всемирную выставку в Вене. Дело в том, что картина была завершена в 1873, когда на смену парусным лодкам пришли пароходы, и необходимость в бурлацком труде пропала. К тому же, уже в середине XIX века труд бурлаков стали заменять машинной тягой. По сути это значило, что тема картины на тот момент уже потеряла свою актуальность. Потому и разразился скандал, когда картину отправили на Всемирную выставку.
Российский министр путей сообщения о «Бурлаках на Волге» отзывался так: «Ну какая нелегкая Вас дернула писать эту нелепую картину? Да ведь этот допотопный способ транспортов мною уже сведен к нулю и скоро о нем не будет и помину!».
Бурлаки на Неве. Один из первых эскизов, сделанных до поездки на Волгу
И все же эту картину Репина очень полюбил великий князь Владимир Александрович. Он даже приобрел ее для личной коллекции. Хорошо отозвался о «Бурлаках» и Федор Достоевский. В своём «Дневнике писателя» Достоевский высказался о картине «как о подлинном торжестве правды в искусстве».