Сколько бы ни говорили, что самолеты – самый безопасный вид транспорта, что на дорогах гибнет в тысячи раз больше людей, каждая авиакатастрофа вызывает ни с чем не сравнимый шок и страх. Узнав об очередной трагедии с российским пассажирским самолетом, даже самые уравновешенные путешественники испытывают панику.
Согласно подсчетам специалистов, четверть населения Земли (это почти 2 миллиарда человек) постоянно пребывают в жутком стрессе из-за аэрофобии.
Чего же все-таки стоит опасаться в полете, а на что можно не обращать внимания? Ответить на эти вопросы помогут некоторые факты и тайны от профессионалов авиации – в подборке Anews.com
Чего бояться
— Все мы знаем, что большинство авиакатастроф (80%) случается при взлете и посадке. А вот конкретика, которую знают немногие: самые тревожные — три минуты после взлета и восемь минут до посадки (всего 11 минут за весь полет).
— Во время демонстрации спасательного оборудования пассажирам подчеркивают, что нужно сначала надеть маску на себя, а потом помогать окружающим. Но никто не объясняет почему. На самом деле при разгерметизации у вас есть только 15-20 секунд, пока весь кислород не улетучится из салона (и из ваших легких), после чего вы впадете в оцепенение и уже не сможете ничего сделать.
— Отсутствие контроля. Пассажиры буквально вручают свою жизнь пилотам и технике. Причем у командира экипажа практически безграничные полномочия во время полета. Например, он вправе арестовать пассажира, выписать штраф и даже принять завещание умирающего.
— В случае смертельной опасности невозможно сбежать.
— В технологиях, отслеживающих полеты, существуют серьезные пробелы. Это бросилось в глаза после исчезновения малазийского Boeing 737 в 2014 году, но было заметно и раньше. Например, во время поисков российского Ан-2 на Урале, длившихся почти год, на одном из авиафорумов писали: «Ученые уже примерно представляют, что было до Большого взрыва и что такое точка сингулярности, но даже они не знают, как подступиться тайне Ан-2».
— 70-80% времени самолет летит на автопилоте. Пилоты в это время могут заниматься «нештатными делами»: читать прессу, смотреть DVD, болтать на бытовые темы и даже спать. Половина летчиков, опрошенных в Великобритании, Норвегии и Швеции, признались, что могут заснуть.
— Пилоты никогда не скажут пассажирам, что произошло что-то непредвиденное на борту. Вы будете извещены только тогда, когда ситуация станет необратимой.
— При посадке в салоне выключают свет не для того, чтобы вы полюбовались на огни аэропорта, а на случай эвакуации — чтобы глаза пассажиров привыкли к темноте. То же самое с требованием открыть шторки иллюминаторов: бортпроводники должны видеть, что находится снаружи. Так они могут сориентироваться, на какую сторону эвакуировать людей.
— Некоторые беспечные пассажиры забирают на память спасательный жилет. Так что лучше перед взлетом проверить, есть ли он там, где должен быть.
— Кислорода в масках, работающих обычно от химических генераторов, хватает минут на 15. Почему так мало? На самом деле этого времени вполне хватит для снижения на ту высоту, где уже можно будет дышать без масок. Либо, как пишут на авиафоруме, «необходимость отпадет по другим причинам». Остановить генератор, когда он уже начал работать, невозможно. ЗДЕСЬ все подробно показано на фотографиях. А пилоты, кстати, дышат кислородом из своего, отдельного баллона.
— Многим пилотам недостаточно платят. Рабочим временем считается «время в воздухе» (с момента, когда самолет начинает выруливать на полосу и до прибытия в пункт назначения). Время, когда пилот добирается до аэропорта, выполняет предполетные обязанности и ждет вылета в аэропорту, даже при задержке рейсов, не оплачивается. А еще правила разрешают им работать по 16 часов без перерыва. Многие пилоты жалуются на «измотанность».
— Экономия на топливе. Некоторые лоукостеры заполняют топливные баки ниже рекомендуемых уровней безопасности.
— Если самолет загорелся, у пассажиров есть всего полторы минуты, чтобы его покинуть. Именно за это время пламя распространяется по всему салону. На всякий случай лучше не надевать в полет синтетическую одежду, которая может легко воспламениться. А также по возможности выбирать места на пяти рядах от выхода. По статистике, шансы спастись у тех, кто сидит дальше, намного ниже. Впрочем, можно сразу посчитать и запомнить, сколько рядов отделяют вас от двери. Тогда вы доберетесь до выхода даже при сильном задымлении.
Чего не бояться
А вот то, чего точно не стоит бояться. Хотя практика показывает, что именно это тревожит авиапассажиров больше всего.
— Турбулентность. Признак того, что самолет входит в зону сильной турбулентности: бортпроводники перестают ходить по салону, садятся на места и пристегиваются. Ничего опасного в этом нет. Даже если вам кажется, что самолет вот-вот треснет пополам, а его крылья оторвутся, как в фильмах ужасов, все завершится благополучно. Однако и пренебрегать рекомендациями пристегнуться не стоит: если лайнер попадет в воздушную яму, можно серьезно травмироваться, например, разбить голову. Сами пилоты говорят, что избегают турбулентности не для того, чтобы не разбиться, а потому что тряска нервирует пассажиров. На всякий случай помните: самые «стабильные» места – над крылом.
— Полеты в грозу. Не стоит бояться, даже если в самолет ударит молния. К слову, так случается нередко. Но с неба вы кубарем не упадете. Современные лайнеры и приборы способны отразить удар и остаться в рабочем состоянии.
— Запах гари при работе кислородных масок. Дело в том, что химический генератор сильно накаляется, в результате чего появляется запах гари. Специалисты объясняют: это нормально и не свидетельствует о пожаре.
Между прочим, пилоты и бортпроводники на вопрос о самом опасном моменте в жизни полушутливо отвечают, что это путь домой из аэропорта. Так что не бойтесь летать. Правда в том, что нет такой болезни как аэрофобия. Вы испытываете дискомфорт от закрытых пространств, странных звуков, толпы, потери контроля… Абстрагируйтесь от этого. Глубоко вдохните, включите успокаивающую музыку (или хороший фильм) и настройтесь на приятное путешествие.