О творчестве знаменитого пейзажиста Архипа Куинджи в свое время говорили, что его картины на выставках затмевают все остальное. Благодаря неповторимой авторской манере исполнения и оригинальным перфомансам на выставках, художник получил широкую известность и признание своих коллег.
Архип Иванович Куинджи родился в 1841 году в семье бедного греческого сапожника в Мариуполе (нынешняя Донецкая область). Он рано лишился родителей и, оставленный на попечение родственников, с раннего детства нанимался на работу: пас гусей, был на посылках у булочника. Рисовал при любом удобном случае на любой поверхности.
Когда Архипу стукнуло 14 лет, он отправился в Крым, чтобы стать учеником уже тогда прославленного Айвазовского. Художник только лишь посмеялся над «мазней» юноши и доверял ему только толочь краски и красить забор. Несколько дельных советов дал начинающему художнику родственник Айвазовского, гостивший тогда у мариниста.
В 1865 году Архип Куинджи оправился поступать в Академию художеств в Санкт-Петербург. Он дважды проваливал экзамены, пока не создал картину «Татарская сакля в Крыму» (не дошла до наших дней). Поначалу художник прилежно учился, но когда к нему пришла слава, то забросил обучение.
Хотя усердия ему было не занимать. Однажды, Архип Куинджи пришел в гости к художнику Ивану Крамскому и застал его сыновей за занятиями математикой с репетиром, который объяснял им сложное алгебраическое уравнение. Куинджи захотел послушать, но Крамской с усмешкой попросил его оставить занятие, в котором тот ничего не смыслил. Архип Куинджи вспылил: «Позвольте! Я — человек, и потому все могу понять!» На следующее утро сияющий художник принес решение задачи.
Когда художник организовывал выставки своих картин, то он всегда тщательно продумывал, под каким углом их выставить, чтобы свет падал под нужным ему углом. Выставляя свое полотно «Лунная ночь на Днепре» (1880), художник устроил целый перфоманс. Он направил на него луч электрического света, от чего картина заиграла новыми красками.
Вообще художник уделял повышенное внимание «правдивой» передаче оттенков на картинах. Он пользовался асфальтовыми красками, но они со временем темнеют. Тогда Архип Куинджи много лет работает над созданием новых красок. Художник всегда относился к живописи очень серьезно. Начинающим юнцам он советовал даже спасть с альбомом и карандашом, чтобы добиться успеха.
Памятуя о неудачной практике у Айвазовского, Архип Куинджи не отказывал никому в обучении. Среди его учеников можно назвать Николая Рериха, который посвятил свою жизнь сохранению культурного наследия страны.