Как и в прошлом году, в 2016 году было снято много хороших фильмов. Потому что, несмотря на то, что раньше и трава была зеленее, и деревья выше, и кино делали, понятное дело, лучше, кинематографический мир, тем не менее, не деградировал и вполне в состоянии и далее производить как очень достойного уровня картины, так и вовсе шедевры. Да, хорошего кино меньше, чем кино не очень хорошего. Но его все равно продолжают снимать. А потому мы с легкостью собрали список из двадцати лучших фильмов 2016 года. Чтобы напомнить о том, что вам понравилось. И самое главное, указать на то, что вы могли упустить.
Итак, Feel-feed.ru представляет 20 лучших фильмов 2016 года по мнению редакции. Порядок картин произвольный, мы не ранжируем их между собой в этой статье.
Прибытие (Arrival)
По нашему скромному мнению – это лучший фильм года. Дени Вильнёв постепенно перешел от статуса многообещающего режиссера, о котором скоро будут знать все, к статусу блестящего мастера, к которому теперь приходят все студии и продюсеры и просят спасти очередной глобальный проект. Именно поэтому к постановщику “Пожаров”, “Врага”, “Сикарио”, “Пленниц” пришли с сиквелом “Бегущего по лезвию”, а теперь и вовсе предлагают “Дюну”. И именно поэтому очень непростой и амбициозный проект о контакте с цивилизацией пришельцев был поручен этому канадцу.
Сколько уже было фильмов о том, что на Землю прилетают инопланетяне и то ли они пытаются нас уничтожить, то ли сами земляне настолько глупы и невыдержаны, что хотят наскочить на незваных гостей. Все фабулы знакомы, очень часто можно предугадать развитие сюжета (а то и его финал) уже после первого просмотра трейлера. Но не в этом случае. Главный сюжетный ход предугадать невозможно, потому что он и не сюжетный вовсе, он – идеологический. Ведь фильм, как оказывается при просмотре, вовсе не о пришельцах. Он о нас с вами. О том, как мы строим отношения. О том, как мы не слышим друг друга. О том, как мы не ценим жизнь и те ценные моменты, которые она дает. Нужно продолжать разговаривать и пытаться слышать не только себя. И тогда у человечества есть шанс.
Сразу в нескольких точках по всей планете прилетают корабли инопланетян. Они отправляют свои сообщения землянам, но никто не может их понять. Правительства разных стран пытаются привлечь ученых, чтобы разобраться. Героине Эми Адамс придется погрузиться не только в общение с пришельцами, но и глубоко в себя и свое прошлое, чтобы, возможно, спасти Землю…
Она (Elle)
Пол Верховен вернулся, и возвращение его вышло триумфальным. Автор “Основного инстинкта” вновь прошелся по потаенным уголкам человеческой души. Вновь в центре повествования секс, желание, страсть и то, как выстраивается человеческое поведение в зависимости от этих незаменимых для жизни вещей. Но, как всегда, главное – не сами по себе аспекты плотские, а то, как они влияют на отношения, сознание, поступки.
Прекрасная роль Изабель Юппер, которая изобразила жертву насилия, скрывающую произошедшее от полиции, но открывающуюся друзьям. Циничный и дотошный Верховен. Непредсказуемые повороты сюжета. Нарастающее напряжение. Хорошие эротические детективные триллеры – явление достаточно редкое, а потому “Она” еще более ценный образец.
Это всего лишь конец света (Juste la fin du monde)
Этот фильм получил гран-при жюри Каннского фестиваля, а также номинируется на Оскар за лучший иностранный фильм. Но, как известно, не наградами ценна картина, а тем, что она дает зрителю. Ксавье Долан поставил чисто режиссерскую ленту. Здесь важен не сюжет, а атмосфера и настроение. Успешный писатель узнает, что болезнь неизлечима и осталось не так много. Он хочет приехать в свой родной дом к семье после долго отсутствия (12 лет) и рассказать о неприятных новостях. Казалось бы, что может быть проще. Но семья настолько эксцентрична, что воплотить задуманное становится сложнее, чем хотелось бы. Много диалогов, много эмоций, не так много рациональности и логики в действиях персонажей, а кроме того, шикарная работа оператора – визуально этим фильмом можно любоваться бесконечно. Постановка кадров, цвета, свет – это просто какая-то свободно развивающаяся игра от художника, которая то дополняет фильм, а то и вовсе становится самостоятельным инструментом для повествования.
Весь цвет французского актерского цеха в одной ленте: Венсан Кассель, Марион Котийяр, Леа Сейду, Гаспар Ульель, Натали Бай. И именно на актерах и держится это непростое повествование.
Доктор Стрэндж (Doctor Strange)
Да, фильм по комиксам попал в список лучших фильмов года. Более того, после провала “Отряда самоубийц” было полное ощущение, что и “Доктор Стрэндж” окажется, в лучшем случае, веселым капустником, а то и вовсе несуразной попыткой срубить бабла на звездном актерском составе. К счастью, все опасения оказались напрасными: и по сюжету, и по постановке, и по спецэффектам, и уж, понятное дело, по актерской игре фильм вышел замечательным. Гениальный и несколько заносчивый хирург попадает в автокатастрофу и теряет все – способность работать из-за серьезного повреждения рук, все деньги из-за бесконечных попыток вернуть былую форму, женщину и друзей из-за заносчивости и самовлюбленности. В отчаянии, он отправляется в Непал к местным целителям. Целители оказываются людьми непростыми, способными искривлять пространство, переходить в другие измерения и жить вечно. Со временем, доктор, которого играет Бенедикт Камбербэтч, понимает, что и он может делать куда больше, чем просто оперировать. Он может бороться со злом, которое представляет как всегда шикарный Мадс Миккельсен, а попутно и решать дилеммы психологического и морального толка. Ведь, как известно, абсолютного зла и абсолютного добра попросту не бывает.
Замечательное исполнение роли мудрой доброй волшебницы от Тильды Суинтон, как всегда на уровне Рэйчел Макадамс, а отдельно отметим Чиветеля Эджиофора: роль помощника главного хорошего персонажа обычно весьма схематична и прямолинейна, но Эджиофору удалось вдохнуть в нее столько жизни, что ее и не назовешь второстепенной. “Доктор Стрэндж” – очень приятная неожиданность киногода, еще раз доказывающая, что жанр сам по себе ничего не значит. Когда режиссер, сценарист и актеры отрабатывают по полной, то даже фильм о супергероях может стать шедевром.
Служанка (Agasshi)
От режиссера “Олдбоя”, понятное дело, ожидают мрачных и нетривиальных фильмов. С мрачностью в этот раз Пак Чхан Ук зрителей пожалел, а вот нестандартностью сюжета, как всегда, порадовал. Отдельно также стоит отметить, что корейское кино в принципе всегда привносит свежести в просмотр, потому что глаз отдыхает на сменившейся обстановке по сравнению с привычным голливудским мэйнстримом. Да и корейских актеров мы знаем не настолько хорошо, чтобы какие-то лица были приевшимися.
Мошенники устраивают свою сообщницу служанкой к богатой госпоже, живущей в уединении в странном жизненном укладе, чтобы со временем выдать ее замуж за одного из злоумышленников и забрать все доступные деньги. Но в этом роскошном доме столько секретов и потаенных историй, что выполнить миссию вовсе непросто. Кроме того, “служанка” начинает проникаться чувствами к своей госпоже. Как многие поняли еще из постера и трейлера, присутствует и линия любви и сексуальных отношений между двумя женщинами. И как всегда бывает в хорошем кино, на первом плане не сам секс, а то, на что он влияет и что он с собой приносит.
Повествование очень размеренное и непредсказуемое. Настоящее удовольствие при просмотре.
Фантастические твари и где они обитают (Fantastic Beasts and Where to Find Them)
Это просто нелогично, заканчивать с Вселенной Гарри Поттера после сверхуспешных 7 частей книги и 8 фильмов по этим семи частям. А потому будут еще фильмы о теперь уже взрослом Гарри, а пока также запущена и еще одна сага – о фантастических зверях (или тварях, если угодно). Тварей привозит с собой в чемодане персонаж Эдди Редмэйна, однако по досадной оплошности, он выпускает их на свободу. Теперь под угрозой жизни не только людей в мире волшебников, но и в мире маглов. Тем более, что нажиться на внезапных несчастьях стремятся и волшебники темные, коих во Вселенной Гарри Поттера всегда в избытке.
Не то чтобы фильм стал чем-то невероятным, но все же Джоан Роулинг не может не выдавать превосходный результат. Ее литературный гений, помноженный на работу проверенного предыдущими частями “Гарри Поттера” режиссера (Дэвид Йейтс), работу специалистов по визуальным эффектам и шикарный актерский состав, дарит нам еще одно вкусное зрелище. Ждем следующих частей.
Глубоководный горизонт (Deepwater Horizon)
Масштабные фильмы-катастрофы частенько выходят слишком шаблонными и схематичными. Особенно, если они сняты по реальным событиям – тут ведь, особо в сценарии ничего не добавишь, нужно соблюдать некий фактаж и историческую правду.
К счастью, с “Глубоководным горизонтом” (название станции по добыче нефти) вышло иначе. Да, определенная шаблонность и схематичность, разумеется, присутствует, но в целом, это вышло неожиданно свежо, цельно и интересно. Марк Уолберг, как всегда, на высоте, а в дополнение к этому в актерском ансамбле не затерялись такие заслуженные люди как Курт Рассел, Джон Малкович и Кейт Хадсон. В итоге, история об одной из самых страшных техногенных катастроф – аварии 2010 года на нефтяной платформе в Мексиканском заливе – предстает во всем своем драматизме и неотвратимости. Главным молодцом, пожалуй, выступил режиссер Питер Берг, который постепенно набирает вес в современном Голливуде.
Зоотрополис (Зверополис) (Zootopia)
Без мультфильмов в нашем списке не обошлось. Потому что Disney умеет снимать прекрасные мультфильмы. Мультфильмы, которые не могут не понравиться зрителю: молодому, зрелому, детям, родителям, любителям комедий и просто случайно зашедшему в кинотеатр зеваке. Идеальная лента от Disney всегда веселая, изобретательная, нескучная и добрая. Более того, действуя в своих стандартных шаблонах и лекалах, режиссеры и аниматоры студии все равно ухитряются находить какие-то новые повороты для своих историй.
В “Зоотрополисе” создан целый мир животных – они все живут в своих домах, подогнанных под их размеры и специфику поведения, они действуют соообразно своим повадкам в среде реального обитания. Создатели картины очень обращали внимание на то, что именно проработка деталей по всем персонажам позволила создать столь живое и увлекающее пространство на экране. У всех зверей в городе есть работа. В том числе, это и работа полицейских (а у кого-то, наоборот, анти-работа для копов – мошенничество, обман и махинации). Новичок полиции, зайчиха, пытается доказать, что она заслуживает уважения и серьезных заданий. Как это ни парадоксально, на помощь ей приходит хитрый лис, который, собственно, не является самым законопослушным жителем города.
Очень много действительно смешных шуток.
Славные парни (The Nice Guys)
И если мы говорим по поводу хороших шуток, которых много, то можно смело рассказать и о ленте с Райаном Гослингом и Расселом Кроу в главных ролях. Шейн Блэк, который отвечал за сценарии “Смертельного оружия” и “Последнего бойскаута”, а также ставил “Железного человека 3″, выдал отличный веселый детектив/боевик, настолько олдскульный по формату и подаче, что его уже, можно сказать, заждались. Дуэт из крутого брутального детектива (Кроу) и слабака-недотепы (Гослинг) работает вместе, чтобы раскрыть дело о пропавшей девушке. И попутно спасти мир, естественно. И это очень смешно.
Не дыши (Don’t Breathe)
Столь же сильно заждались мы и хороших олдскульных триллеров. Таких чтобы мурашки по коже, и сердце чтобы замирало, и дергаться, когда что-то неожиданное происходит в кадре, и местами просто немного бояться. И не дышать. Потому что только так можно спрятаться от слепого старика, который, как предполагалось, станет жертвой ограбления. Однако когда грабители забрались в дом, неожиданно для себя в положении жертвы оказались они сами. Потому что старик оказался очень непростым персонажем, устроившим охоту на своих обидчиков.
Роль слепого исполнил Стивен Лэнг, которого вы можете помнить по “Аватару” и “Джонни Д.”, но который почти никогда не получал главных ролей. Актеру выпал шанс, и он его использовал на все сто.
Любой ценой (Hell or High Water)
Крис Пайн, Бен Фостер и чемпион по харизме Джефф Бриджес в драме о том, как одни хорошие, в принципе, ребята, решили ограбить банк (а в нем, понятное дело, сидят жадные до легких денег за чужой счет хапуги), а хороший, в принципе, шериф, решил по долгу службы их поймать, перед тем как окончательно уйти на покой. И вроде бы всех можно понять в такой ситуации, и мотивы ясны, и оправдания есть. Но куда-то же эта дорога должна в итоге вывести. А с учетом вводных, никакого благоприятного выхода из ситуации просто нет.
Вряд ли на эту ленту серьезно кто-то ставил при выходе в прокат, но теперь это основной фаворит многих наград.
Изгой-один: Звёздные войны. Истории (Rogue One)
Со “Звездными войнами” теперь всегда будет все сложно. Невозможно, чтобы было легко поставить продолжение легендарной саги. Или снять спин-офф. Или историю о молодом Хане Соло. Или любой из возможных ста побочных проектов. Всегда будут недовольные (большая часть зрителей и еще больше среди тех, кто даже не смотрел), всегда будут сравнения с оригинальной трилогией, всегда будет… в общем, это и неважно. Если смотреть на все это сугубо рационально, то есть два тезиса:
— нужно ли снимать какие-либо эпизоды “Звездных войн” после оригинальных шести? – Нет, конечно. Достичь того самого уровня легендарной саги невозможно.
— будут ли снимать какие-либо эпизоды “Звездных войн” после оригинальных шести? – Да, разумеется. В течение ближайших десяти лет это принесет порядка 10-15 миллиардов долларов студии Disney.
Раз так, нет смысла переживать по поводу “зачем они это сделали?” и прочих сопутствующих элементов. Нужно просто смотреть кино и получать удовольствие – или не идти на сеанс. По нашему скромному мнению, седьмой эпизод удался (пусть он и не достиг, разумеется, былой славы). “Изгой”, который является неким промежуточным этапом между третьим и четвертым эпизодом, стал еще более успешным проектом: во-первых, не было столь жестких рамок, больше свободы для режиссера и сценариста; во-вторых, привязки к другим частям (и персонажам) вышли более плавными; в-третьих, более мрачная атмосфера неотвратимости куда более благотворно влияет не восприятие. Режиссер, оператор, специалисты по визуальным эффектам (эти особенно) проделали выдающуюся работу. Отдельное спасибо команде, отвечавшей за кастинг: наряду с маститыми профи (смертельно прекрасный Мадс Миккельсен, оскароносный Форест Уитакер, не так часто получавший ранее должное внимание в кадре Бен Мендельсон, отлично перевоплотившийся в злодея; мастер единоборств Донни Йен) неплохо показали себя и относительно (подчеркнем, относительно – у многих уже заметная карьера за плечами) свежие лица – Фелисити Джонс, Диего Луна, Цзян Вэнь, Риз Ахмед.
Поскольку невозможного нет уже вообще практически ничего, то одну из ролей сыграл Питер Кушинг, который умер в 1994 году. Не обошлось также и без Дарта Вейдера – и один из финальных эпизодов с его участием заставляет кожу покрыться мурашками даже во время второго просмотра.
Неоновый демон (The Neon Demon)
Режиссер “Драйва” и “Бронсона” Николас Рефн выдал очередной жестокий фильм с обилием насилия, на которое, по странной особенности организма и сознания, почему-то хочется смотреть. Мир модельного бизнеса, в котором в двадцать ты уже стара, а при весе в 45 кг ты слишком толстая, пересекается с не менее непривлекательным миром обычной жизни, где от бедной юной девушки всем нужно или секса, или денег, или чтобы она исчезла с лица Земли. А иногда всего перечисленного одновременно. Понятное дело, что в такой обстановке и сама девушка переоценивает многое. Тем временем, настоящих друзей и подруг вокруг становится все меньше, и подвоха можно ожидать от буквально каждого, с кем встречаешься на жизненном пути…
Прекрасный эстетически и сюжетно фильм, достаточно жесткий для просмотра, но оставляющий массу пространства для размышлений. Отличная актерская работа от Эль Фэннинг, Карла Глусмана, которого мы видели в “Любовь 3D” от Гаспара Ноэ, Джены Мэлоун, Беллы Хиткот, Эбби Ли, а также эпизодическое появление Кристины Хендрикс и небольшая, но прекрасная роль Киану Ривза.
Под покровом ночи (Nocturnal Animals)
Том Форд – режиссер, чьи новые работы всегда ждут. И он вновь не разочаровал. История отношений, которые обрели новый виток после случайной встречи с бывшим, захватывает и держит в напряжении до самого финала. У героини Эми Адамс есть новый муж, успешная карьера, но прошлое, как это часто бывает, настигает и засовывает свои хваткие руки в настоящее. То, что начинается как мимолетное общение, рискует стать источником массы проблем.
Дуэт с Адамс на экране составил Джейк Джилленхол, который роскошно играет персонажей, одержимых чем-то или кем-то. Майкл Шеннон… этот человек просто не умеет играть плохо. Даже если он что-то неверно поймет в сценарии или указаниях режиссера, его харизма все вытянет.
Манчестер у моря (Manchester by the Sea)
Признаемся честно: когда мы впервые посмотрели трейлер фильма, то сложилось впечатление, что это будет унылая шаблонная драма. “Умирает брат” – “Кто-то должен позаботиться о его сыне” – “Брат (Кейси Аффлек) не хочет брать на себя такую заботу” – “Проходя сквозь жизненные перипетии и эмоциональные потрясения, он понимает, как он был неправ” – “Гранд финале и профит”. Нам даже стало обидно за Кейси Аффлека, что он решил сняться в такой очевидной банальщине.
Но, к счастью, Кеннет Лонерган, автор сценария и режиссер, умеется снять кино таким образом, чтобы шаблоны и штампы не давлели над происходящим. Снимает он, кстати, нечасто (раз в 8 лет). А по работе со сценариями он был причастен к таким картинам как “Анализируй это” и “Банды Нью-Йорка”.
Мишель Уильямс (“Горбатая гора”, “Остров проклятых”) и Кайл Чандлер (“Операция «Арго»”, “Волк с Уолл-стрит”) составили компанию Аффлеку-младшему в, возможно, оскароносной работе.
Фрэнк и Лола (Frank & Lola)
Весьма неочевидный выбор в этом списке, по банальной причине – большинство зрителей этот фильм не видели. Даже в США он вышел в ограниченном прокате. Дебютный фильм режиссера Мэттью Росса (ранее он специализировался только на короткометражках). Шеф одного из ресторанов в Лас-Вегасе влюбляется в девушку, которая оказывается куда более опасной, чем это кажется на первый взгляд. Впереди – измена, поиски мести, одержимость и другие неприятные вещи, которые приносят настоящие чувства вроде любви.
Майкл Шеннон и Имоджен Путс в главных ролях, а также Джастин Лонг, Розанна Аркетт и Микаэл Нюквист, которого вы помните по оригинальной скандинавской “Девушке с татуировкой дракона”.
Ла-Ла Ленд (La La Land)
Этого фильма все ждали долго, потому что его режиссер – Дэмьен Шазелл. Если кто-то забыл, напомним, что именно он поставил один из самых памятных 2013 года – “Одержимость”. Получив в распоряжение привычный дуэт Райана Гослинга и Эммы Стоун, Шазелл вновь обратился к музыкальной теме. Героиня Стоун подрабатывает официанткой и бегает на прослушивания. Персонаж Гослинга – крутой джазмен, у которого не все так хорошо с финансами, поэтому приходится играть где придется, в основном, по барам. Оба отчаянно стремятся прорваться наверх и на этой почве сходятся. Но когда в карьере наступает пора прорыва, отношения, наоборот, начинают портиться.
Один из главных претендентов на все награды киносезона.
Патерсон (Paterson)
Еще один режиссер, каждый новый фильм которого – событие. Джим Джармуш снял “Мертвеца”, “Выживут только любовники”, “Пес-призрак: Путь самурая”, “Кофе и сигареты” и еще много чего. А теперь он снял Адама Драйвера в “Патерсоне”. Он играет водителя автобуса, который, как и многие юные таланты, пишет стихи в стол (для жены). И так бы это и продолжалось без всякой перспективы, пока судьба не внесла свои коррективы в размеренную рутинную жизнь скромного водителя…
Молчание (Silence)
Каждый новый фильм Мартина Скорсезе на что-то претендует. В этом году маэстро решил сделать перерыв с фильмами про гангстеров и обратился к средневековой Японии, в которую отправились три португальских проповедника христианства. Поскольку в то время толерантность к религиям из внешнего мира на острове была нулевой, миссия по привлечению к учению Библии местного населения была практически самоубийственной. Тем не менее, для людей принципов нет позиции компромисса, особенно в таких тонких материях.
В главных ролях – Эндрю Гарфилд, Лиам Нисон и Адам Драйвер.
Капитан Фантастик (Captain Fantastic)
Кто определяет правила жизни общества? Почему считается, что все должны ходить в школу и на работу, жить в домах, платить по счетам? Почему нужно подчиняться общей доктрине и навязанным нормам? Разве все это привело к чему-то хорошему? Почему человек не может сам определять, что ему нужно, жить там, где хочется, есть то, что он сам добудет на охоте и изучать только те вещи, которые по-настоящему важны?
С другой стороны, где гарантия, что такие принципы не приведут к еще более тяжелым последствиям? Как понять, вырастут ли дети нормальными, подготовленными к взрослой жизни? Что у них не будет пробелов в образовании или базовых навыках, доступных “обычным” детям?
Все эти вопросы и пытается разрешить очень специфическая семья, живущая в лесу, которую образовывает и воспитывает отец в исполнении Вигго Мортенсена. Они вместе охотятся, выращивают продукты, учатся, играют на гитаре, сидят у костра и поют. Идиллия, которой, впрочем, приходится столкнуться с реальной жизнью. В этот момент и происходит проверка принципов на прочность.
Мэтт Росс — режиссер начинающий. Но опыт с “Капитаном” вышел замечательным. Отметим также замечательную роль Вигго Мортенсена и прекрасное вступление ветерана Фрэнка Ланджеллы.
Как всегда, есть место для фильма вне списка. И в данном случае это “Дэдпул”.
Дэдпул (Deadpool)
Поставить его в список лучшего мы просто не могли – несмотря на все веселье в кадре, это все же достаточно средний боевик, снятый по комиксу.
Но зато за прорыв года – а это почти 800 миллионов долларов сборов за фильм с рейтингом R (то есть, 18+) – мы просто обязаны его отметить. Отличный продюсерский ход: пренебречь семейной аудиторией, на которой строятся все сборы масс-маркета киноиндустрии (в том числе и фильмов по комиксам), чтобы получить большую креативную свободу и пространство для юмора ниже пояса, который, впрочем, мог бы быть действительно смешным. И самое главное – это сработало. Помимо большей свободы для развития сюжетных ходов и черного юмора, команда проекта также провела неординарную раскрутку картины. Такого количества вирусных роликов, фейковых поздравлений и появлений на ивентах, а также альтернативных трейлеров раньше не было ни для одного фильма, даже самого серьезного уровня. Усилия продюсеров и съемочной группы достойны самых высоких похвал (мы даже забыли на какое-то время, что всей душой не любим Райана Рейнольдса). Ждем второй части и еще более креативных подходов к продвижению фильма.