Вопреки распространенному стереотипу “вот раньше снимали хорошее кино, так вот то было кино, а сейчас ничего толкового не снимают”, мы считали и считаем, что каждый год киноиндустрия дарит нам массу кино интересного, захватывающего, прекрасного.
И год 2015 не стал исключением: мы без труда собрали 20 фильмов, которые считаем лучшими. Мы специально не выстраиваем их в каком-то порядке и не присваиваем номеров: мы просто напишем о топ-двадцатке картин, которые нам понравились и которые мы однозначно рекомендуем к просмотру, если вы еще не успели их увидеть.
Итак, 20 лучших фильмов 2015 года:
Марсианин (The Martian)
Ридли Скотт снял кино о космосе и борьбе человека с тяжелыми обстоятельствами. Мастер не подвел, экранизация бестселлера оказалась легкой и даже веселой для просмотра, но при этом сохранила динамику, напряжение, нестандартность. Мэтт Дэймон оказался забытым на Марсе, но не сдался, выростил картошку и нашел способ связаться с Землей. Еще один фильм о спасении Мэтта Дэймона, который удался.
Шпионский мост (Bridge of Spies)
Еще один мэтр, который не умеет снимать плохое кино. Стивен Спилберг сосредоточился на диалогах и психологии, а не на экшне и динамике. Как это часто бывает, разговоры и переживания героев могут быть интереснее любых погонь и перестрелок, поэтому фильм об обмене американского шпиона на советского удался. Во многом этому поспособствовал Том Хэнкс, исполняющий главную роль.
Сикарио (Sicario)
Дени Вильнёв еще не такой мастодонт как Спилберг и Ридли Скотт, однако уже в той же позиции, когда плохих фильмов просто не выпускает. Достаточно прямолинейная история о борьбе с мексиканскими наркокартелями снята очень правдиво и максимально атмосферно. В центре повествования дилемма: жить по правилам и проигрывать, или переступить черту и достичь результата? Ведь если действовать строго по закону, наркобароны так и останутся безнаказанными. А если творить беспредел – чем ты тогда от них отличаешься? Шикарные актерские работы Эмили Блант и Джоша Бролина, бесподобный Бенисио Дель Торо.
Любовь 3D (Love)
Порно на экране в формате 3D – разве можно не отметить этот фильм как один из лучших в году? Но если серьезно, при всей эпатажности и своеобразности подхода, а также при том, что этот очень длинный фильм местами попросту очень нудный, Гаспар Ноэ, тем не менее, создал нечто волшебное. Простая история любви и расставания, изложенная задом наперед и снабженная парой десятков очень откровенных секс-сцен, затрагивает что-то в каждом из нас. Кто-то переживает свои истории встреч и разлук, кто-то задумывается о любви и том, как она быстро проходит, а кто-то просто вспоминает молодость. Равнодушными “Любовь” не оставляет.
Безумный Макс: Дорога ярости (Mad Max: Fury Road)
В этом году кинокритики всего мира не стесняются ставить в подборки лучшего за год экшн-фильмы. “Крид” со Сталлоне номинирован на Золотой глобус и вошел почти по все заметные топ-списки. То же относится и к“Безумному Максу”. И это не конъюнктура, не желание понравится массовому зрителю или эпатировать читателей. Это то, о чем мы пишем всегда: хорошее кино – это не только загадочный артхаус, понятный лишь двум-трем друзьям режиссера, и не только постановка британской классики. Это может быть боевик, комедия, экшн. Джордж Миллер занялся перезапуском своей собственной трилогии о Безумном Максе и снял динамичное, напряженное. атмосферное и очень стильное кино. Том Харди отлично справился с образом, который раньше воплощал на экране Мел Гибсон, а Шарлиз Терон и вовсе вывела женскую роль на первый план. Получилось здорово и мощно, поэтому продолжения ждут все.
Макбет (Macbeth)
То, за что так долго хвалили Фассбендера, он в полной мере показал в экранизации классического шескпировского “Макбета”. Драматический талант, харизма, умение выполнить поставленую режиссером задачу. Перевоплощение из героического воина в теряющего рассудок тирана происходит прямо на глазах зрителей, а Марион Котийяр дополняет эту картину своей вдумчивой игрой образа коварной расчетливой жены. Добавим сюда гениальную операторскую работу и, как следствие, насыщенный видеоряд, отлично поставленные батальные сцены, жестокости в меру – и получаем один из лучших фильмов года. Шекспир еще никогда не смотрелся так свежо.
Молодость (Юность, Youth)
Паоло Соррентино написал и поставил очередной шедевр. На этот раз о возрасте, прожитых годах, отношениях отцов и детей и, конечно же, любви. Смотреть это кино очень легко и интересно, но простота изложения не делает его легковесным. В противовес Триеру, который нудно и длительно разжевывает важные мысли, Соррентино излагает увлекательно, но также полезно для мозга. Просто “высокое” кино не всегда должно быть мучительным для просмотра. За что режиссеру огромная благодарность. Отдельное спасибо актерскому ансамблю – Майкл Кейн, Харви Кейтель, Рэйчел Вайс, Пол Дано и Джейн Фонда.
Эверест (Everest)
Техника дошла до такого этапа развития, когда при просмотре фильма кажется, что съемочная группа и актеры просто взяли камеры и поднялись на Эверест. Поэтому зрительно история смотрится максимально достоверной. Документально могут быть вопросы (история снята по реальным фактам), можно также по-разному оценивать трактование образов и важности персонажей в повествовании. Тем не менее, горная трагедия смотрится на одном дыхании и цепляет. Чему во многом способствуют и актеры – Джейк Джилленхол, Джейсон Кларк, Джош Бролин, Робин Райт, Кира Найтли.
Виктория (Victoria)
Фильм, собравший фестивальные награды, но оказавшийся интересным не только экспертам в жюри, а и широкой публике. Более чем двухчасовая картина, снятая одним дублем. Романтическая история, переходящая в криминальный триллер. Если вы пропустили этот немецкий фильм от Себастьяна Шиллера за громкими премьерами года – рекомендуем наверстать упущенное и посмотреть его.
Сын Саула (Saul fia)
Еще один фаворит фестивалей (гран-при Каннского, среди прочего), еще одно не американское кино. Венгерский режиссер Ласло Немеш снял пронзительное кино о Холокосте. Заключенный Аушвица, Саул, убирает и сжигает тела после газовой камеры. Ему остается два дня до собственной казни. И вот он решает похоронить мальчика, который выжил в газовой камере, но которого после этого задушил немецкий офицер. Похоронить по еврейскому обычаю как сына, которого у Саула никогда не было. Искупление и очищение в окружении ада и боли.
Из машины (Ex Machina)
В Голливуде снято уже немало фильмов о машине, которая становится умнее своего создателя и восстает против него, но это не мешает продолжать на эту тему хорошее кино. В “Из машины” ситуацию усложняют еще и тем, что в образе искуственного организма предстает девушка, а значит, помимо игр разума, есть еще и игра на более тонких и высоких чувствах – симпатия, влечение, любовь. Две быстро набирающие обороты звезды – Алисия Викандер и Оскар Айзек – исполняют главные роли, третий участник противостояния человека и машины – Донал Глисон, который также как и Айзек в декабре 2015 года появился в седьмом эпизоде “Звездных войн”.
Сказка сказок (Il racconto dei racconti)
Сказки бывают не только детскими, что убедительно доказал своим фильмом Маттео Гарроне. Постановка неаполитанских сказок Джамбаттисты Базиле с участием Венсана Касселя, Сальмы Хайек и Джона Си Райли вышла красочной, но и достаточно кровавой. Король-убийца, король-эротоман, влекущие пением девы, оборачивающиеся сестрами-старухами – эстетская постановка историй из эпохи барокко.
Мыслями наизнанку / Головоломка (Inside Out)
Мультфильмы иногда не только развлекают семейную аудиторию, но и вырастают во что-то большее, чем удачная анимированная комедия. Детальный разбор составляющих мозга каждого человека – его эмоций, как позитивных, так и негативных – удался на славу. Шутки поданы нестандартно, тематика свежая, изложение легкое – так полнометражная анимация входит в списки лучшего за год.
Лобстер (The Lobster)
И вновь пример того, что не всякий артхаус – унылое говно. Антиутопия “Лобстер” рассказывает о мире, в котором не любить запрещено. Если ты расстался со своей половинкой, ты попадаешь в отель, в котором ты должен найти себе спутника жизни за 45 дней. В противном случае, тебя превратят в животное и выпустят в лес. Колин Фаррелл, Рэйчел Вайс, Леа Сейду, Бен Уишоу и Джон Си Райли в циничной и жесткой, но остроумной ленте греческого режиссера Йоргоса Лантимоса.
Аномализа (Anomalisa)
Чарли Кауфман, сценарист “Вечного сияния чистого разума” и “Быть Джоном Малковичем”, вновь не изменил себе и написал оригинальный, не похожий ни на что сценарий, который сам же и поставил. Деньги на постановку собирались в сети с помощью краудфаундинга, а вместо живых актеров в фильме участвуют только анимированные кукольные персонажи, каждого из которых озвучил Том Нунен (кроме единственной женщины, голос которой принадлежит Дженнифер Джейсон Ли). Главный герой пишет книги о том, как правильно общаться с клиентами, однако сам испытывает затруднения в общении с другими людьми. И вот, он едет из Лос-Анджелеса в Цинциннати, где встречает необыкновенную девушку Лизу…
Такси (Taxi)
Иранское кино не часто попадает на наши экраны, но раз уж так происходит, то сразу понимаешь, что, скорее всего, это что-то стоящее. Еще более внимательно смотришь на ленту, когда понимаешь, что ее режиссер арестован (по политическим соображениям за свое кино) и находится под домашним арестом. Что не мешает ему снимать новые ленты и отправлять их на фестивали (где они, обычно, завоевывают награды). Так и с“Такси”, режиссер сел в кресло таксиста, поставил два айфона в кабине и снимал свои разговоры с пассажирами. Кто-то узнавал политзаключенного, кто-то считал, что тот обычный водитель. В итоге неясно, что из отснятого – постановочные сцены, а что экспромт. Фильм балансирует на грани документального кино, реалити-шоу и художественой картины. Затрагивая политические темы, он, тем не менее, размышляет более широко – о жизни и людях. Джафар Панахи снял один из лучших фильмов года.
Феникс (Phoenix)
Немецко-польское производство. Кристиан Петцольд поставил экранизацию романа Юбера Монтейе “Возвращение из пепла”. Женщина переживает Холокост и возвращается из концлагеря с обезображенным лицом. Хирург делает ей новое лицо, и теперь она ищет мужа, чтобы залечить и душевные раны. Друзья предупреждают ее, что встреча с ним небезопасна, ведь его арестовали в ночь после ареста жены, но тогда же и отпустили. Но женщина не хочет никого слушать и продолжает поиски любимого человека…
Кэрол (Carol)
Кейт Бланшетт и Руни Мара в драме об отношениях опытной взрослой женщины и совсем еще юной девушки. Отношениях в то время, когда такой свободы восприятия еще не было. Сложное осознание происходящего, счастье от совместного времяпрепровождения, расставание, осознание дистанции. Драма еще только готовится к выходу в прокат, однако положительные рецензии критиков следуют одна за другой.
Стив Джобс (Steve Jobs)
В прокате фильм выступил не слишком хорошо, но ведь мы и не составляем рейтинг самых кассовых фильмов года. Мы говорим о наполнении фильмов, а “Стив Джобс” оказался очень добротной работойДэнни Бойла с убедительными представлениями от Кейт Уинслет и Майкла Фассбендера. История гения технологического мира широко известна. Все те, кто хоть чуть-чуть интересовался биографией создателя Apple, знают о его основных взлетах и падениях, увольнении из собственной компании, работе с Pixar, триумфальном возвращении и эпохе доминирования айфона и других революционных девайсов. Да и фильмы на эту тему уже были (Эштон Кутчер однажды уже воплощал образ Джобса на экране). Но недостаточно просто идти по фактажу. Нужно раскрывать характеры персонажей, показывать, что сподвигало их на те или иные поступки, почему в принципе одному человеку подвластно то, о чем другие не могут и мечтать, и какую цену за это приходится платить. Живой Джобс, вот что интересно, когда смотришь фильм. ИДэнни Бойлу в связке с Фассбендером удалось временно его воскресить.
Новейший Завет (Le tout nouveau testament)
Бог есть и живет в Брюсселе. Только это не пропагандистский фильм от церкви, а наоборот – не самая приемлемая для апологетов веры озорная, даже хулиганская комедия. Впрочем, фильм вовсе не против религии и церкви, а против тирании и насилия, в том числе домашнего, в том числе обусловленного патриархальным устройством общества. Бог сидел и придумывал разные законы о мелких пакостях, вроде “бутерброд всегда падает маслом вниз” или “соседняя очередь всегда движется быстрее”. А дочь его обнаружила столь неприглядные занятия и рассказала всем жителям Земли о том, когда им суждено умереть. В результате, многие поспешили жить так, чтобы, как говорится, “не было мучительно больно”. О чем стоится задумать и самим зрителям фильма – ведь именно для этого мы и смотрим кино, чтобы задумываться о чем-то большем.