Возможно, восьмидесятые, несмотря на перестройку, застой, борьбу с алкоголизмом и прочие исторические перипетии, были самой мощной декадой отечественного кино. Именно в эти годы свои лучшие картины сняли Михаил Козаков, Петр Тодоровский, Георгий Данелия и Алла Сурикова. Возможно, вы не найдете в этом списке своих любимых лент той поры, но мы решили взять от каждого творца по одной.
Зимний вечер в Гаграх
Фильм-мечта, фильм-сказка. Старый чечеточник уже не ждал от судьбы подарков, как в его жизнь ворвался молодец со сломанной ногой и попросил научить его «бить степ». Одну из ранних картин Карена Шахназарова отличает безбрежная доброта и нежность автора по отношению к героям, а образ Панкратова-Черного в белом костюме стал знаковым для советского кино.
Асса
Фильм-манифест, точка отсчета иного СССР. Сергей Соловьев одним из первых почувствовал, где находится пульс и нерв жизни молодых в конце 80-х. Сквоты, квартирники, хиппи, панки, БГ, Цой и рядом с этим — папик, его девушка, странная любовь, Ялта в снегу и сны о невозможной свободе. На «Ассу» ходили толпами и не узнавали собственной страны: для многих это было схоже с репортажем с другой планеты.
Блондинка за углом
До «Собачьего сердца» Владимир Бортко уже касался темы отношений людей из разных социальных слоев. Из 1984 года (символично-то как) наша жизнь показалась бы героям «Блондинки за углом» раем на земле: согласно логике того времени, у нас тут все есть. Только сказочной наивности уже почти не осталось. Миронов и Догилева, кстати, очень убедительная экранная пара, им веришь как себе.
Вам и не снилось…
Одна из главных советских историй любви, тоже про социальное расслоение: родители Ромы и Кати, влюбленных старшеклассников, лучше знают — кто пара их ребенку. Выясняя отношения друг с другом, отыгрываясь за свои обиды, взрослые калечат жизни детей. Многие зрители увидели в юных героях себя, узнали свои истории: неспроста драма «Вам и не снилось» была в 1981 году главным кассовым хитом.
Однажды 20 лет спустя
Вышедшая в год Олимпиады искренняя драма с Натальей Гундаревой в главной роли рассказывает про встречу выпускников, каждый из который сталкивается с главным вопросом своей жизни: как прожиты самые яркие годы? На самом деле, картина не лубочная и не сюсюкающая: главная героиня — многодетная мать, и не у каждого зрителя этот образ находит сочувствие. Именно поэтому фильм Юрия Егорова так важен: он является проверкой для зрителя.
Зеркало для героя
Одна из ярких картин Владимира Хотиненко многими считается предтечей «Дня сурка»: только герои нашей версии попадают в прошлое, в 8 мая 1949 года, и каждый из них пытается что-то изменить, чтобы в итоге улучшить жизнь людей в будущем. Не получается. Это горькая картина, в ней оцениваются дела, судьбы и характеры 20 века; происходит попытка трезво взглянуть на прошлое, которое в 1987 году страна уже начала яростно отбрасывать.
Мужики!
Режиссер Искра Бабич знаменита только этой картиной, но и ее достаточно: пронзительная трагедия о человеке, который жил без оглядки, для себя одного, внезапно попадающего в другой мир. Трое детей, «свалившихся» на голову Павла Зубова, становятся испытанием свыше. Сейчас этот фильм особенно печально смотреть, когда в стране слишком много детских домов.
Зимняя вишня
Драма про «сердцу не прикажешь» была подобна бомбе: женщины на нее ходили по несколько раз, а мужчины не понимали — на что там смотреть? Ну, Сафонова хороша. Между тем, как и в трагикомедии «Осенний марафон», автор прочувствовал одну из главных тем любви по-советски: страдание.
Самая обаятельная и привлекательная
В фильме нет ни слова про венец безбрачия, но это все о нем. Ирина Муравьева и Татьяна Васильева пытаются улучшить личную жизнь при помощи мантр, методов флирта и изменений внешности. Комедия была мега-популярной в народе, хотя снималась на острие ножа: режиссер получил инфаркт из-за конфликтов актеров, а Муравьева фильм невзлюбила и играла через силу. Кстати, за шутку «Она что, с Урала?» представителям Госкино пришлось писать извинительную Борису Ельцину, который тогда руководил Свердловским обкомом.
Криминальный талант
Телевизионная постановка, скромная и камерная, взорвала общество: наружу выплыла ненависть детей по отношению к бедным родителям. Молодые хотели быть модными, красивыми, желанными, вырваться из болота серой жизни и… кто как сумел. Главная героиня «Криминального таланта» нашла свое призвание. Да, преступное. Да, грубое. Но, если бы все было так просто, никто не принял бы поединок совратительницы из ПТУ и следователя за чистую монету.
Сказка странствий
Одна из самых страшных, мрачных и грустных историй в советском кино. У мальчика Мая особый дар — он чувствует золото. Жадный бандит похищает ребенка, а его сестра странствует несколько лет, чтобы найти брата. Чумной город, скитания, арест, наука и чудеса — Александр Митта создал особую сказку, что перекликается с работами Гофмана, братьев Гримм и Пройслера. В ней так много тьмы, что за свет, изредка мелькающий на поверхности, хватаешься как утопающий.
Родня
Одна из самых ярких лент Никиты Михалкова, «Родня», показывает несколько дней из жизни рядовой семьи, что больше похожа на дурдом. Крики, скандалы, слезы, разборки и рядом с этим — шалости, лето, жизнь, простые радости. Многие очень ценят комедию «Любовь и голуби». Однако, выросла она из «Родни»: те же истерика, надрыв и разлюли.
Визит дамы
Еще один телефильм в нашем списке: жуткая и невероятно жестокая история миллионерши, которая вернулась в родной город с жаждой мести. Блистательная Екатерина Васильева буквально высекает искры с экрана: ее госпожа Цихоносян — богиня мщения, беспощадная, притягательная и опасная. В целом, картина Михаила Козакова стала в чем-то пророческой: пройдет немного лет, и в развалившемся Советском союзе ценность будут иметь только деньги.
Кин-дза-дза!
Еще одна картина, высмеивающая наше общество, была поставлена Георгием Данелией в условиях постоянного ада: жара, песок, проблемы с декорациями, съемочной группой и политические дрязги оказывали влияние буквально на все. Но результат оказался таким мощным, что «Кин-Дза-Дзу» можно смело давать туристам на границе в качестве краткого описания нашей жизни. Ибо абсурд пронизал наш быт повсеместно.
Любимая женщина механика Гаврилова
Из четырех фильмов, что были сняты великолепным Петром Тодоровским в 80-е, мы выбрали именно этот. Фильм-томление. Кино о женщинах, которых колошматил и молотил советский быт, а они всячески изворачивались и торопились-бежали-суетились, хватая за искрящуюся полу невесомого платья саму жизнь. Варенье из арбузных корок, платье из обтрепавшейся шторы, обмен квартиры в четыре семьи (все круги ада), тазы эти эмалированные, японские. Боже, они при этом еще и умели быть женственными, хрупкими, наивными! Разумеется, в этой неравной борьбе были жертвы. Но кино не о них.
Холодное лето пятьдесят третьего
Криминальная драма Александра Прошкина стала рубежом: суровая правда о тех, кого провернул через мясорубку режим, последняя роль Анатолия Папанова, откровенная речь и сильные характеры. Пожалуй, фильмов подобной силы в кино вообще мало. Поэтому он так любим нашими зрителями.
Ищите женщину
Этот комедийный детектив крутят по телевизору раз в неделю, кажется. И все равно его смотрят, обожают, цитируют. Алла Сурикова собрала в своей работе цвет актерского мастерства и дала им порезвиться: сдержанный Юрский, обаятельный Абдулов, хрипящий Куравлев, кривляющийся Ярмольник и, конечно же — она, неподражаемая Софико Чиаурели с ее вскриками, всхлипами, вздохами и колкостями. Это кино — навсегда!
Убить дракона
Пьеса Евгения Шварца претерпела изменения, согласно времени, но дух ее остался верным на все времена: тот, кто хочет убить дракона, должен начать с себя. Марк Захаров, предчувствуя другие времена (и как тонко и точно!), создал сказку о всех нас: покорных и мелочных, стремительных и тихих, героях и трусах. Годы идут, а почти каждый поворот и фраза из этой картины приходятся впору эпохе.
Десять негритят
Станислав Говорухин так прочувствовал детективную историю Агаты Кристи, что его версия кажется канонической. Не просто считалочка и жестокие убийства, а философия преступления, грехи, которые преследуют людей, мораль судьи и совесть — все сплелось в его шедевре, от которого и сейчас мурашки по коже. Опять же, гениальный актерский состав поднял эту картину на недосягаемую высоту; кто захочет, и не сумеет переснять это совершенство.
Вокзал для двоих
Из картин Эльдара Рязанова, снятых в 80-е, мы выбрали именно «Вокзал для двоих» за светлую грусть, любование главными героями и милую сердцу суету провинциального городка. История внезапной любви, разыгранная в стенах вокзала и ушедшая в финале в суровую зиму, пронимает до слез: она — непутевая и взбалмошная, он — честный и благородный. И мнится, что их любовь преодолеет все: и крах страны, и новое время, и старость, и саму смерть. Хочется в это верить.